$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

ДОРОГА МЕЖ СОСЕН ©

04.01.2013

Минлесхозу в 2013 г. предстоит построить 126 километров лесных дорог. Это облегчит условия заготовительной деятельности в лесном хозяйстве.

В лесном фонде Минлесхоза в 2012 г. построено около 150 км дорог, сообщили в министерстве. Это на 25% превышает годовое задание, установленное Программой строительства лесохозяйственных дорог в лесах Республики Беларусь в 2011–2015 годах, утвержденной постановлением Совмина от 12.07.2010 № 1046. Тем самым, Минлесхоз сократил отставание от графика дорожного строительства, допущенное в 2011 г. В первый год пятилетки министерство недовыполнило задание на 39%, осилив лишь 52,5 км дорог.

Увеличение их протяженности имеет для отрасли, прежде всего, важное экономическое значение. Это позволяет более полно осваивать расчетную лесосеку в труднодоступных местах, увеличивать вывоз заготовленной древесины, сокращать транспортные расходы. Например, в 2013 г. Минлесхозу в соответствии с постановлением Совмина от 14.09.2012 № 846 предстоит заготовить на труднодоступных участках почти 1,2 млн. м3 древесины, что составляет 13% его годового лесосечного фонда. Это свидетельствует о том, что дорожная сеть в белорусских лесах слаборазвита: всего 0,23 км на 100 гектаров лесов. Для сравнения: в соседней Латвии этот показатель почти в 5 раз выше, а в Германии густота дорожной сети в лесах находится на уровне 3,6 км/100 га.

В нашей стране строительство дорог ведется в первую очередь в лесах, где на труднодоступных, в том числе заболоченных, местах сконцентрированы большие запасы спелой древесины. Из-за отсутствия подъездов к ним лесхозы практически ежегодно не осваивают в полной мере выделенные им лесосечные площади. В прокладке дорог важная роль принадлежит лесоустроительному предприятию «Белгослес», которое ведет мониторинг лесов. По его итогам изучаются и оцениваются возможности транспортировки древесины из лесного массива. Согласно программе, за пятилетку Минлесхозу предстоит проложить более 640 км лесных дорог.

Между тем прокладка подъездных путей к труднодоступным местам стоит недешево. Каждый километр лесных дорог обходится в среднем около 550 млн. Br. Причем, если ранее они строились исключительно за счет республиканского бюджета, то с 2012 г. лесхозы стали направлять на эти цели собственные средства.

Недавно завершилась прокладка 7-километровой дороги в Стародорожском районе. Местный опытный лесхоз вложил в ее строительство, продолжавшееся два года, 579 млн. Br собственных средств. Но все же главным источником финансирования стал республиканский бюджет — 1,39 млрд. Br. Как рассказали в администрации предприятия, новая дорога связала два района — Осиповичский и Стародорожский, что помогло решить ряд проблем. Если ранее древесину приходилось вывозить через Осиповичский район, то теперь маршрут сократился на 50 км, что снизило транспортные расходы. В связи с улучшением доступа к лесным ресурсам созданы предпосылки для роста объемов лесозаготовок, что позволяет рассчитывать на укрепление экономической базы лесхоза. Дорога существенно повысила пожаробезопасность местного леса, сократив тем самым риск и потенциальные затраты на борьбу с последствиями стихии. Наконец, она обеспечила проезд к лесному озеру, которое привлечет инвесторов для развития экотуризма в районе, полагают в лесхозе.

Иван МИХАЛЕВИЧ