$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Дорога дальняя, казенный интерес©

24.05.2013

Совмин постановлением от 20.05.2013 № 396 установил государственным органам и организациям задания по наращиванию объемов экспорта товаров на новые перспективные рынки.

Задания установлены во исполнение поручения Президента Республики Беларусь, данного 1.03.2013 г. в ходе заседания правительства «Об итогах социально-экономического развития Республики Беларусь за 2012 год и задачах на 2013 год». Действенной мерой по достижению в 2013 г. сбалансированных показателей внешней торговли товарами и услугами должно стать установление министерствам, концернам и местным властям заданий по наращиванию объемов экспорта товаров на новые перспективные рынки. Таковыми назначены 7 европейских стран (Греция, Ирландия, Испания, Мальта, Португалия, Словения, Хорватия), 16 азиатских (Бахрейн, Иордания, Камбоджа, Катар, Кувейт, Лаос, Малайзия, Монголия, Мьянма, Оман, Пакистан, Саудовская Аравия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Шри-Ланка), 5 — латиноамериканских (Боливия, Колумбия, Никарагуа, Перу, Эквадор), 19 африканских (Алжир, Ангола, Эфиопия, Габон, Гамбия, Гана, Зимбабве, Ливан, Камерун, Кот-д’Ивуар, Мали, Марокко, Мозамбик, Намибия, Нигерия, Сенегал, Судан, Того, Тунис), а также Австралия.

Минпрому предстоит в текущем году поставить в перечисленные страны товаров на 300 млн. USD, Минсельхозпроду — на 100 млн., Минстройархитектуры — на 20 млн., концерну «Белнефтехим» — на 650 млн., «Белгоспищепрому» и «Беллесбумпрому» — по 2 млн., «Беллегпрому» — 25 млн., Брестскому и Витебскому облисполкомам — по 15 млн., Гомельскому — 6 млн., Гродненскому — 7 млн., Минскому — 5 млн., Могилевскому — 1 млн, а Мингорисполкому — 7 млн. USD. Всем им предписывается обеспечить под персональную ответственность руководителей безусловное выполнение заданий, установленных постановлением. МИДу поручено оказать содействие, а также контролировать выполнение и ежемесячно представлять в Совмин информацию о ходе выполнения заданий.

Как рассказал журналистам председатель БелТПП Михаил Мятликов, поставки белорусской продукции в Африку (в частности, в Зимбабве, Габон) в последнее время растут. Однако дело это нелегкое: надо наладить связи с местными бизнесменами и властями, учитывать культуру, обычаи этих стран, влияние конкурентов. Поэтому БелТПП намерена подготовить в одной из африканских стран выставку белорусских товаров, организовать бизнес-миссию в регион, оказать содействие нашим менеджерам в проведении переговоров. МИД в лице заместителя директора департамента внешнеэкономической деятельности МИД Дмитрия Куптеля пообещал БелТПП и хозяйственникам соответствующую дипломатическую поддержку. Представители белорусских посольств в Африке считают, что невысокий уровень технологического развития большинства стран региона позволяет предложить им широкий ассортимент отечественной промышленной продукции. Кроме того, наши дипломаты надеются на благосклонность африканцев в память об СССР на фоне «исторических обид» на Запад. Проводимые многими африканскими странами крупные инфраструктурные программы при соответствующей политической поддержке местных властей могут стать потенциальными объектами заказов, в т.ч. в сфере услуг. Правда, обратной стороной этого рынка являются коррупция, низкая платежеспособность, политическая нестабильность.

Отметим, что общая сумма, которую предписано заработать на новых перспективных рынках, — 1155 млн. USD, т.е. всего 2,1% запланированного на текущий год объема экспорта. Впрочем, итоги января–марта (в которых экспорт товаров по сравнению с I кварталом 2012 г. сократился на сумму в 2 с лишним раза большую, чем задание по постановлению № 396) показали, что выполнить этот план будет весьма проблемно. К тому же пока отечественная внешняя торговля довольно слабо диверсифицирована. Хотя в I квартале 2013 г. зарегистрированы объемы экспортно-импортных операций со 173 странами мира, в т.ч. товары поставлялись на рынки 134 государств, а ввозились — из 157, на долю 5 стран приходится 74,4% экспорта, а 20 — 91,9%. В частности, на долю России приходилось 40% экспорта и 56,4% импорта, остальных стран СНГ — 14 и 5,5%, стран ЕС — 34,9 и 22,3%, остальных стран — 11,1 и 15,8%. Такая концентрация свидетельствует о высокой степени зависимости экспорта республики от состояния экономики стран — основных партнеров, что диктует необходимость диверсификации географии поставок. Впрочем, трудно представить, как поможет решить эти задачи освоение «гигантского» рынка Мальты, торговля со славящейся своей гиперинфляцией Зимбабве, сотрясаемыми гражданской войной Мали и Суданом или поглощенными долговым кризисом Грецией и Португалией. Зато наши ближайшие соседи, как и страны БРИКС, или, к примеру, США, Канада и Мексика в число «новых перспективных» не попали. Между тем со старыми друзьями перспективы выглядят не лучшим образом. Примеров тому немало: наш партнер по ЕЭП Казахстан, экспорт в который в I квартале т.г. сократился по сравнению с январем–мартом 2012 г. на 16,9%, Бразилия (-18,4%), Польша (-24,5%), Литва (-27,4%), Латвия (-87,4%), Украина (-13,8%), Чехия (-16,6%), Нидерланды (-46,5%). Удастся ли компенсировать на дальних берегах утрату традиционных рынков?

Иван МИХАЛЕВИЧ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях