$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ДОМАШНЯЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ©

17.09.2013

Исследовательский центр ИПМ определил индекс конкурентоспособности Беларуси и регионов (ИКР), предположив, какое место наша страна могла бы занять в рейтинге Всемирного экономического форума (ВЭФ).

Индекс рассчитан на основе данных опроса предприятий и статистики Белстата с использованием методологии ВЭФ. Сбор и обработка информации проводились по 12 тематическим блокам: институты, инфраструктура, экономическая среда, здравоохранение, образование и человеческий капитал, эффективность товарных рынков, рынка труда, финансовая среда, технологическая подготовленность, инновации и технологии, конкуренция и внутренний рынок, а также стратегия деятельности предприятия. В результате выведены три субиндекса (базовые факторы, факторы роста эффективности, а также связанные с инновациями, опытом и навыками ведения бизнеса) и интегрированный ИКР, его среднее значение по областям и индекс конкурентоспособности Беларуси (см. диаграмму на с. 24). Как и в рейтинге ВЭФ, результаты представлены в баллах, с максимально возможным значением 7.

В целом по стране индекс конкурентоспособности составил 4,11 балла. Авторы исследования рискнули предположить, что если бы Беларусь участвовала в рейтинге ВЭФ в 2012–2013 гг., то из 144 стран-участниц заняла бы 70–75-е место. Напомним, на днях ВЭФ опубликовал итоги нового рейтинга на 2013–2014 гг. (см. «ЭГ» № 65 от 6.09.2013 г.). В нем наша республика соответствовала бы Марокко с ее 77-м местом среди 148 стран, уступая России (64-е) и обгоняя Украину (84-е).

Самое высокое значение ИКР у Минска (4,67), среднее по областям — 3,9, при этом у Гродненской, Брестской, Витебской и Могилевской оно оказалось еще ниже.

Наибольшее влияние на ИКР в большинстве регионов оказали базовые факторы (институты, инфраструктура, макроэкономическая среда, здравоохранение, окружающая среда и базовое образование). По методологии ВЭФ такая ситуация, как правило, типична для стран, находящихся в первой стадии развития, когда рост базируется на факторах производства и использовании стратегии конкуренции по издержкам. Однако согласно ВРП на душу населения все регионы Беларуси соответствуют стадии развития за счет эффективности, т.е. в основе конкурентоспособности должны лежать такие факторы эффективности, как совершенствование рынка товаров, повышение гибкости рынка труда, развитие финансового сектора и освоение новых технологий.

На второй стадии развития (рост за счет эффективности) оказался только Минск. По ВРП на душу населения он уже должен приближаться к стадии роста за счет инноваций. Впрочем, одновременно по субиндексу «конкурентоспособность за счет инноваций» Минск занял лишь 5-е место из 7 регионов. Это, по мнению авторов исследования, свидетельствует об ограниченном потенциале дальнейшего усиления конкурентоспособности столицы.

Базовые факторы

Самая высокая конкурентоспособность по базовым факторам отмечена в Минске (субиндекс 4,64 балла) и Могилевской области (4,32), самая низкая — в Витебской и Брестской (3,76 и 3,92 соответственно).

По мнению опрошенных предприятий, институты как один из основных базовых субфакторов, наиболее сильны в Могилевской и Брестской областях, наиболее слабы — в столице. Примечательно, что почти по всем регионам, за исключением Брестчины, оценки работы частных институтов выше, чем государственных.

Субиндекс права собственности наилучший у Брестской области. Там отмечено минимальное государственное вмешательство в деятельность предприятий и наименее обременительные административные требования. На Гомельщине и в Минске ситуация обратная, причем в столице отмечена наиболее слабая защита права собственности (в первую очередь интеллектуальной).

Похожая ситуация по группе показателей «безопасность, коррупция, теневая экономика». Наиболее выгодно выглядят Брестская и Могилевская области, наименее — Минск и Гомельщина.

Относительно высокую оценку эффективность органов госуправления получили Гродненская и Могилевская области, наименьшую — столица и Минская область. Способность исполнительной власти Минска к эффективному управлению оценена лишь на 3,54 балла из 7 возможных. Впрочем, одновременно столичная инфраструктура признана лучшей в республике.

Серьезное расхождение баллов отмечено в части макроэкономической стабильности, при оценке которой учитывались как мнения респондентов, так и статистические данные. Если в Минске значение этого субиндекса — 5,1, что в целом характеризует ситуацию как стабильную и способствующую экономическому росту, то в Витебской, Брестской и Гомельской областях оно в пределах 2,1–2,9 балла, сигнализируя о наличии серьезных проблем. Вместе с тем краткосрочную годовую перспективу развития экономики региона положительно оценили только представители Гомельской области (средний балл — 4,8). В остальных регионах, включая Минск, значение субиндекса ниже 4, т.е. предприятия в основном готовятся к экономическому спаду.

Образование и здравоохранение сильнее остальных в Гомельской области, хуже всего — на Гродненщине. Минск «провалил» медицинское обслуживание, а Гродненская область — качество школьного образования.

Рост эффективности

По данной группе оценки также существенно различаются. Если Минск набрал 4,9 балла, что достаточно неплохо в сравнении с показателями глобальной конкурентоспособности ВЭФ, то Брестская обл. с 3,1 балла находится на уровне стран, замыкающих давосский рейтинг.

Только предприятия Гомельщины и Минщины признали, что высшее образование и переподготовка кадров в их регионах хоть как-то соответствуют потребностям конкурентоспособной экономики. Качество образования менеджмента и бизнеса сочли неудовлетворительным всюду, за исключением Гомельской области. Серьезно подрывает конкурентоспособность и то, что в большинстве регионов Беларуси опрошенные компании почти не вкладывают средства в развитие и обучение персонала.

Отмечено также слабое развитие, а порой и полное отсутствие кластеров.

Значение субиндекса конкурентоспособности по состоянию рынка труда менее 4, что указывает на его низкую эффективность и гибкость. Плохо обстоят дела с привлечением и удержанием персонала, который склонен к миграции во всех регионах Беларуси.

Любопытно, что развитие финансового рынка получило наиболее высокую оценку в Гомельской обл. (5,5), тогда как Минск, где расположена основная масса финансовых учреждений, занял лишь 5-е место среди регионов страны. Это объясняется разными возможностями в привлечении финансирования и высокими процентными ставками.

Значительная разбежка между регионами зафиксирована по субфактору «использование и адаптирование передовых технологий», особенно информационно-коммуникационных. Также отмечена общая слабая практика приобретения лицензий, патентов и вялое сотрудничество между предприятиями по передаче знаний.

Инновации, опыт и навыки

Группа факторов, связанных с инновациями, опытом и навыками ведения бизнеса, имеет большое значение для экономик, находящихся на стадии роста за счет эффективности. Здесь среднее значение субиндекса по регионам составляет 3,7, что в сопоставлении с индексом ВЭФ в 2012–2013 гг. примерно соответствует показателям Польши и Венгрии, и выше, чем у России, Казахстана и Украины.

Однако на такой успех Беларуси больше всего повлияли опыт и навыки ведения бизнеса, а не НИОКР и инновации. Поэтому есть сомнения, что наши предприятия в состоянии успешно выдерживать конкуренцию на рынке высокотехнологичных товаров.

Респонденты, за исключением Брестской и Гродненской областей, своим основным конкурентным преимуществом на международном рынке видят низкие цены или доступ к природным ресурсам, а не уникальные продукты и производственные процессы. Кроме того, все регионы, за исключением Брестчины, отметили преобладание в производстве трудоемких методов и устаревших технологий. При этом наши предприятия не вкладывают средства в научные исследования и разработки, а технологии получают через покупку лицензий и копирование зарубежного опыта. Невысоко оценено качество разработок научно-исследовательских учреждений и уровень сотрудничества с бизнесом.

***

Рассматриваемое исследование не дает каких-либо рекомендаций, а лишь предлагает пищу к размышлению органам госуправления и субъектам хозяйствования. Впрочем, очевидно, что повышение конкурентоспособности регионов и национальной экономики в целом будет зависеть от умения властей создать более благоприятные условия для ведения бизнеса и способности предприятий адекватно реагировать на запросы рынка.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях