$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Домашнее задание от FATF

20.03.2009

Национальная система по противодействию легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансированию террористической деятельности в целом получила позитивную оценку, несмотря на то что четыре из 49 рекомендаций межправительственной Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) в стране не соблюдаются. Об этом сообщил на пресс-конференции директор Департамента финансового мониторинга Комитета госконтроля Беларуси Валерий Ярошевский.

В подготовленном международными экспертами отчете оценку «соблюдается» имеют 5 рекомендаций, «значительно соблюдается» — 13, «частично соблюдается» — 25, «не соблюдается» — 4, «неприменимо» — 2. «По нашему мнению, она достаточно высока, т.к. требования очень жесткие», — отметил В.Ярошевский.

Что касается отрицательных заключений, то, как сообщил директор ДФМ, это вызвано, в первую очередь, невыполнением в Беларуси международных правил лицами, связанными с проведением финансовых операций. Например, «не установлено требование получать от клиента информацию о цели и предполагаемом характере деловых отношений», отмечается в отчете. По мнению экспертов, в нашей стране «отсутствует надзор и мониторинг в отношении бухгалтеров, что делает невозможным оценку эффективности принимаемых ими мер».

Впрочем, к деятельности сотрудников белорусских банков, по словам руководителя ДФМ, особых претензий нет. «Неуд» был получен из-за работников небанковского сектора, в частности, казино, нотариата, риэлтерских фирм. Международные правила предписывают, например, требования идентификации клиентов, которые совершают финансовые операции. Наши же служебные инструкции на сей счет пока не столь строгие.

«Неуд» был также выставлен за невыполнение рекомендации, касающейся иностранных отделений и филиалов финансовых учреждений. В нашем законодательстве норм, касающихся деятельности филиалов и отделений банков за границей нет, но, с другой стороны, в нем нет и запретов на их создание, «поэтому эксперты приняли решение, что у нас эта рекомендация не выполняется», пояснил директор ДФМ.

В отчете отмечено и то, что таможенные органы не имеют возможности «применять санкции в отношении лиц», перемещающих через границу «грязные» деньги.

Не окажется ли Беларусь в «черном списке» FATF? По словам В.Ярошевского, на сегодняшний день этот список опустел. Кроме того, есть другие страны-претенденты, у которых более веские основания попасть туда. Например, согласно итогам последнего пленарного заседания этой организации, в поле ее зрения находятся Иран, Пакистан, Узбекистан, Туркменистан…

Что же касается Беларуси, то полученную «достаточно высокую оценку» соответствия национальной системы международным правилам подтверждает, как подчеркнул В.Ярошевский, предписанный «нормальный режим» мониторинга за устранением недостатков. В ином случае был бы определен «усиленный режим».

Впрочем, работу над ошибками проводить придется. Нам придется каждые полгода отчитываться о прогрессе в этом направлении, отметил В.Ярошевский. Дело в том, что результаты отчета являются основой для оценки рисков, связанных с возможностью использования финансовой системы нашей страны для легализации незаконных доходов и финансирования терроризма. Разумеется, документ по Беларуси будет внимательно изучен МВФ, Всемирным банком, государствами «семерки», которые и учредили в 1989 г. FATF. Планы экономического и финансового сотрудничества с ними, привлечения иностранных инвестиций, естественно, требуют от нашей страны адекватной реакции на замечания.

Михал СТЕЛЬМАК