Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
АПК
14.02.2003 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Долой планирование, даешь регулирование!

На прошлой неделе в Гомеле на республиканском семинаре по вопросам развития агропромышленного комплекса страны на 2001--2005 годы Александр Лукашенко провозгласил, по традиции последних лет, новую аграрную политику государства. Новизна взаимоотношени...

На прошлой неделе в Гомеле на республиканском семинаре по вопросам развития агропромышленного комплекса страны на 2001--2005 годы Александр Лукашенко провозгласил, по традиции последних лет, новую аграрную политику государства. Новизна взаимоотношений государства и аграриев сводится к уточнению прежней позиции государства: с одной стороны, "отход от повального планирования" в АПК, поскольку "вертикаль" не может "все время нести на своих плечах" агрохозяйства, а с другой -- вся ответственность за прошлое и будущее развитие села возлагается на самих аграриев. Отныне главное ответственное лицо в АПК -- руководитель предприятия, которому предоставляются "широчайшие возможности" по "отработке механизма хозяйствования", выбору "жизнеспособных и перспективных" форм собственности. При этом государство "не останется вне процесса преобразований", оставляя за собой контрольно-регулирующие функции.

Белорусская экономика вслед за Россией и другими странами двигается по направлению к ВТО. Так что барьеры на пути импортного продовольствия на белорусский рынок рано или поздно, заключил глава государства, придется убирать. И если так, то заявленные в Гомеле успехи отечественного АПК лишь дают представление о глубине его падения в недалеком будущем. С одной стороны, при годовом 1,5-процентном росте в 2002г. объемов производства, отметил А.Лукашенко, Беларусь превзошла Россию по производству на душу населения зерна, картофеля, овощей, сахарной свеклы, молока, яиц, мяса, сливочного масла. Но в то же время вся эта продукция является высокозатратной, не находит сбыта, оседая на складах. Убыточная в целом отрасль просто неконкурентоспособна не только на фоне грядущего вступления в ВТО, но уже сейчас -- в отношении общего рынка с Россией.

Где же выход? Во-первых, государство снимает с себя обязанность по бюджетной поддержке агрохозяйств, "стимулируя предприятия на зарабатывание денежных средств". При этом контроль за процентными ставками кредитов, распределением средств целевых статей бюджета остается за государством. Другой вопрос, что структуре госуправления АПК предстоит "самосокращение" минимум на четверть как за счет персонала (вплоть до ветеринаров), так и автотранспорта, средств коммуникации и т.п. Тем самым считается, что совершенствование АПК будет происходить за счет снижения затратности производства (внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий, современной высокоэффективной техники), организации труда и системы его оплаты, подготовки квалифицированного кадрового корпуса. Все это и будет означать "дальнейшее совершенствование управления отраслью" -- государственного управления. А для совершенствования субъекта управления -- "руководителя, от которого зависит успешное развитие хозяйства" -- предполагается создать "стройную систему подготовки молодых" специалистов-управленцев.

При этом на семинаре в Гомеле постоянно подчеркивалось, что формирование всей необходимой для реформирования АПК нормативно-правовой базы завершено еще к концу прошлого года. Поэтому речь вновь идет именно об "эволюционном реформировании" государственной системы управления сельским хозяйством. И хотя Президент РБ и говорил о более активной передаче земли в частное владение, в том числе "новым помещикам" (фермерам, крестьянам), одновременно было выдвинуто "единственное условие: владеть землей должны сильные руководители, способные использовать ее эффективно". Но каков критерий этой эффективности?

Почти одновременно с форумом в Гомеле там же решалась судьба местного "нового помещика" Михаила Шруба, ведущего долгую тяжбу с Гомельоблисполкомом за право собственности на колхозную землю. Причем сами труженики "лежачего" хозяйства настаивали на этом "беззаконии", видя в фермере последнюю надежду на достойную жизнь и перспективу. Но нет, местный хозяйственный суд занял сторону облисполкома, отказав Шрубу. Получается, что в Беларуси колхозная земля на законных основаниях может передаваться государственным промпредприятиям, птицефабрикам, совхозам, СП и даже предпринимателю из Германии Штотцу -- но никак не "своему помещику", частному лицу -- гражданину РБ. Просто потому, что этого не хочет (или не заинтересована) "усовершенствованная" местная власть. Какое отношение все это имеет к реформе, эффективному сельскому хозяйству и конкурентоспособности белорусской продукции?

И хотя в понедельник стало известно о том, что глава государства лично пообещал "решить вопрос" с передачей колхозной земли Шрубу и предоставить ему "возможность заниматься прямым делом", не отвлекаясь на суды, проблема создания нормального правового механизма реформирования АПК остается. А может, Президент страны станет персонально разбирать вопросы эффективности каждого фермера в каждом конкретном случае?
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by