$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

«ДОЛГОВАЯ ЯМА» БЕЛОРУСАМ НЕ ГРОЗИТ©

26.02.2013

Об этом заявил журналистам 22 февраля в Минске на брифинге, посвященном новациям вступившего в силу 25 января т.г. Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», заместитель председателя Высшего Хозяйственного Суда Алексей ЕГОРОВ.

Если в XIX веке, возможно, и не было иных способов борьбы с должниками, то теперь есть более эффективные меры. Правда, в Беларуси, в отличие от России и Украины, пока нет специального закона о банкротстве физических лиц. Однако в ВХС и других компетентных органах полагают, что у нас в нем пока нет необходимости — в стране нет такого количества неплатежеспособных граждан-должников.

Вместе с тем новый Закон от 13.07.2013 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон № 415-З) дополнен положением об особенностях банкротства индивидуальных предпринимателей. В частности, в случае трудоустройства должника-ИП после открытия в отношении него хозяйственным судом конкурсного производства зарплата, выплачиваемая ему по месту работы, не включается в состав имущества данного должника. Это позволит добросовестному гражданину освободиться от долгов, возникших в период предпринимательской деятельности, с условием сохранения личных обязательств.

Закон № 415-З также предусматривает создание Единого реестра сведений об экономической несостоятельности (банкротстве) (далее — Реестр). Проект постановления Совмина о порядке его ведения уже готов. Как предполагается, Реестр начнет функционировать с января 2014 г. Его создание в ВХС считают очень важным шагом, который позволит обеспечить открытость и общедоступность сведений о состоянии дел о банкротстве, причем не только для судов, — они будут размещены в Интернете.

Закон № 415-З позволяет суду продлить срок санации до 5 лет по согласованному с Совмином ходатайству госоргана. Судебная практика показала, что 2,5 года, как это было предусмотрено прежде, недостаточно для обеспечения стабильной и устойчивой работы проблемных предприятий. Невозможно за столь короткий срок решить проблемы предприятия, которое фактически стало банкротом, но суд посчитал возможным не ликвидировать его, а санировать, отметил А.Егоров.

Он также отметил и новый порядок представления кандидатур временных (антикризисных) управляющих (исключение составляют должники-госпредприятия, предприятия с долей госсобственности, градообразующие и т.п.). Лицо, подавшее в суд заявление об экономической несостоятельности должника, обязано представить теперь не менее трех таких кандидатур. При этом если заявитель не представит их до истечения срока для решения вопроса о принятии заявления, хозяйственный суд возвратит его. Такой подход позволяет в максимальной степени защитить интересы всех лиц, участвующих в деле, а также бороться с проявлениями коррупции со стороны госорганов. Новые нормы по назначению антикризисных управляющих помогут исключить любую заинтересованность и влияние на такую ключевую фигуру в процедуре банкротства, как временный управляющий, и сделают процесс его назначения более прозрачным. К тому же, отметил А.Егоров, увеличивается роль хозяйственных судов. Вместе с тем перед ними встала проблема выбора. Что делать, например, если дело уже в суде, а двое из трех представленных кандидатов отказались быть управляющими в процедуре банкротства? Суды в таком случае считают, что норма Закона не соблюдена, т.к. у суда на стадии рассмотрения отсутствует выбор. Такого рода вопросов, по словам заместителя председателя ВХС, на практике возникает много.

Установлены дополнительные требования по организации работы управляющих и судебному контролю за их деятельностью, в частности, изменились требования к ежемесячным отчетам управляющих. Как пояснил А.Егоров, отчеты были и ранее, но они часто превращались в пустую формальность. Сейчас отчеты в обязательном порядке должны содержать данные об имуществе должника, о его финансовом состоянии и платежеспособности, размере погашенных требований и т.д.

Вступление Закона № 415-З в силу почти через полгода после его подписания дало возможность подготовиться к применению его норм. Однако он пока учел не все предложения, сожалеет заместитель председателя ВХС, например, в отношении банкротства организаций-застройщиков. «Необходимость такая имеется, — отметил Алексей Егоров. — ВХС поддерживает идею о совершенствовании правового регулирования в этой сфере, в т.ч. изменения очередности требований граждан-застройщиков. Вместе с тем указанные вопросы должны решаться параллельно с созданием механизма гарантированных выплат задолженности банкрота по заработной плате, а также с учетом интересов кредиторов, имеющих обеспеченные залогом требования, например банков».

ВХС осуществляет постоянный мониторинг проблем судебной практики применения Закона № 415-З, дает разъяснения хозяйственным судам по отдельным вопросам применения его норм. Но, по мнению А.Егорова, законодательство не всегда можно быстро менять. Поэтому планируется в конце этого года учесть все итоги мониторинга в постановлении Пленума ВХС по вопросам применения данного законодательного акта. Такой срок должен позволить принять постановление не исключительно теоретического, а сугубо практического направления.

Татьяна АБРАМОВИЧ