$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

Долгий разговор

12.12.2008

 

     В Беларуси реализован новый инвестиционный проект. Компания «Эл Си Ди сервис» официально объявила о начале выпуска в Минске китайских мобильных телефонов «Veon». Объем инвестиций в организацию сборочного производства составляет 2 млн. USD (100% российский капитал). Предполагаемая рентабельность — 20-25%. Срок окупаемости около 5 лет.

     На сегодняшний день в линейке «Veon» 3 телефона, столько же находится в разработке. Задействованные производственные мощности позволяют собирать до 3 тыс. аппаратов в месяц. По словам учредителя «Эл Си Ди сервис» Алексея Печенкина, «при наличии спроса мы можем кратно увеличить это количество». Может быть поставлен вопрос и об использовании белорусских комплектующих (сегодня минское предприятие ограничивается т.н. «отверточной» сборкой). Например, получить заказ на выпуск корпусов хочет «Термопласт».

     Темпы развития проекта зависят от того, как мы с вами отнесемся к предлагаемой продукции. Предсказать же лояльность соотечественников к «Veon» сегодня проблематично.

     С одной стороны, производителю на руку конъюнктура внутреннего рынка, на котором ведется серьезная борьба с «серым» и «черным» импортом (введена маркировка контрольными знаками, создается единый реестр IMEI-кодов и т.д). Учитывая, что, по оценкам специалистов, «левому» товару в общем объеме поставок пока еще удается удерживать долю в размере от 75% до 90%, в ближайшем будущем может освободиться значительная ниша размером в несколько десятков млн. USD ежегодно.

     Должна радовать руководство «Эл Си Ди сервис» и правительственная комплексная программа развития сферы услуг, в которой предусмотрено увеличение числа пользователей сотовой связи к 2010 г. до 8 млн. (ныне насчитано около 7,3 млн. абонентов). По всей вероятности, к указанной дате этот показатель будет превзойден — только в 2007 г. число новых пользователей сотовой связи составило около 1,7 млн. человек.

     Даже скорое уравнивание спроса с предложением на смежном рынке не должно отпугнуть производителя — мобильные телефоны принято менять раз в 3-5 лет. Потребность в новых моделях позволяет специалистам определить размер рынка на 2010-2015 гг. на уровне не менее 1 млн. шт. в год (более 100 млн. USD).

     Данные прогнозы не могут не радовать инвестора, особенно учитывая поддержку государством местных компаний. А.Печенкин особо отметил преференции при размещении рекламы и аренды помещений.

     По нашему мнению, верно выбран акцент предприятия на выпуск телефонов в среднем и нижнем ценовом сегментах. В условиях мирового кризиса именно ставка на условно бюджетные модели даже малоизвестной торговой марки может дать результат.

     Предварительные прикидки позволяют руководству делать довольно оптимистичные прогнозы относительно дальнейшего развития бизнеса. По словам инвестора, в Беларуси объем продаж «Veon» уже в 2008 г. составит 10 тыс. шт. (доля аппаратов местной сборки — 30-40%) при ежемесячном увеличении реализации на 20%. Всего в следующем году планируется поставить порядка 80 тыс. аппаратов, а в более отдаленном будущем — занять 5-10% на внутреннем рынке, а также начать экспансию в соседние Россию и Украину.

     Помешать добиться поставленных задач может несколько факторов. Например, то, что «Veon» — не самый раскрученный в Беларуси, да и за ее пределами, брэнд. Завоевать же предпочтения потребителей предложенным продуктом (отечественная сборка + китайские комплектующие) может оказаться совсем непросто. Тем более что предложенные модели ненамного дешевле импортируемых аналогов.

     Задачу динамичного роста продаж усложняет отсутствие планов по развитию торговой сети — пока что принято решение остановиться на единственном монобрэндовом магазине в Минске. Фактический отказ от «самостоятельной» реализации, возможно, связан не с маркетинговой стратегией, а с отсутствием денежных ресурсов. Полагаем, что объем инвестиций в размере 2 млн. USD (с учетом оборотных средств) может оказаться недостаточным для конкуренции с гораздо более состоятельными Nokia или Siеmens.

     Но главной причиной, заставляющей осторожно относиться к белорусским перспективам «Veon», является активное внедрение новых технологий операторами связи. В следующем году начнется развертывание сетей 3G. Уже к 2011-2012 гг. эстафета ноу-хау перейдет к 4G. Ноу-хау в ближайшем будущем позволит увеличить передачу данных в тысячу раз, соответственно, станут более популярны Интернет, ТВ, другие услуги. К сожалению, сборку телефонов, способных работать в LTE-сетях, «Эл Си Ди» не планирует. Отсутствуют аналогичные проекты и у его китайского партнера (в разработке есть только один аппарат с поддержкой азиатского формата 3G). Получается, телефоны «Veon» уже завтра могут оказаться невостребованными значительной частью потенциальных покупателей. Данный факт уменьшает шансы на успех белорусского мобильника.

Антон БОЙКО