Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Исследования
16.03.2004 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Долги простить, из списков вычеркнуть

Практика работы с хозяйствующими субъектами, регистрирующими и налоговыми органами показывает, что проблему ликвидации "мертвых душ" в экономике необходимо срочно решать, поскольку государство не успевает убирать их с рынка...

Практика работы с хозяйствующими субъектами, регистрирующими и налоговыми органами показывает, что проблему ликвидации "мертвых душ" в экономике необходимо срочно решать, поскольку государство не успевает убирать их с рынка. Об этом на состоявшемся в минувшую пятницу заседании Совета по развитию предпринимательства сообщила председатель постоянной комиссии по экономике, бюджету и финансам Совета Республики Татьяна Быкова. Она представила результаты деятельности рабочей группы, которая в течение шести месяцев при поддержке ПРООН занималась исследованием проблемы ликвидации субъектов хозяйствования и разработкой законодательных базы.

Обсуждение начато снизу, с предпринимательских структур, в дальнейшем разработанный механизм планируется обсудить с привлечением государственных органов.

Как отметила Т. Быкова, сегодня на рынке скопилось огромное количество субъектов хозяйствования, не работающих довольно длительное время (до восьми лет), однако все еще числящихся в реестрах. Об этом свидетельствует и статистика. По данным налоговых органов, на начало 2004г. насчитывалось порядка 77 тыс. юридических лиц, деятельность которых подлежит ликвидации. Помимо того, что такая ситуация создает трудности в подсчете реально работающих субъектов (как показывает практика, информация о количестве юридических лиц, предоставляемая статистическими, налоговыми и регистрирующими органами, весьма существенно отличается), это способствует криминализации бизнеса, ведь на руках находится большое количество печатей недействующих фирм. Проблемы возникают и у бывших сотрудников организаций, не прошедших процесса ликвидации, которые не могут включить в пенсионный период годы работы в них. Сегодня основанием для начисления пенсии является только платежная ведомость.

Проект ликвидации субъектов хозяйствования включает в себя два этапа. Основная цель первого -- разгрести накопившийся за последние годы "балласт", для того чтобы в дальнейшем начать работать уже с чистого листа. Как отметила Т. Быкова, на данном этапе необходимо принятие специального нормативного акта (указа Президента), который бы отрегулировал все эти процессы.

Одной из мер предлагается "простить" долги субъектам хозяйствования, подлежащим ликвидации. Впрочем, 97% таких субъектов, по словам Т. Быковой, могут быть ликвидированы даже без особых потерь для государства. Из 77 тыс. неработающих юридических лиц, по данным налоговых инспекций, 90% вообще не имеют каких-либо задолженностей по платежам в бюджет, а у примерно 7% долги составляют менее 250 базовых величин. В то же время, если государство начнет заниматься подобными должниками, это потребует значительных расходов. "Взыскивать долги у фирм, которые не работают по пять-семь лет, сегодня уже не имеет смысла. Государству эта волокита обойдется дороже", -- сообщила депутат верхней палаты. Она также отметила, что сторонником подобного решения является Министерство по налогам и сборам. Сегодня на налоговых органах "висят" большие долги прекративших деятельность субъектов хозяйствования, выявленных во время их проверок, и эти долги едва ли когда-нибудь удастся вернуть.

Вторым этапом должно стать вступление в действие закона, который определит общую процедуру ликвидации. К этому времени весь балласт будет отсечен: должны остаться только работающие предприятия и имеющие задолженности перед бюджетом свыше 250 базовых величин. Проект закона, по словам Т. Быковой, значительно упрощает процедуру ликвидации и поможет избежать условий для формирования "тромбов". Упрощенная процедура ликвидации предусматривается для мелких предприятий, индивидуальных предпринимателей, работающих по единому налогу, а также для ИП с небольшими объемами. По ныне действующему законодательству руководитель небольшой фирмы самостоятельно ликвидировать ее не может. Как и для крупных предприятий, требуется создавать ликвидационную комиссию, составлять промежуточные балансы, нанимать для этого людей...

Впрочем, как отметила Т. Быкова, реально заработать предложенные механизмы смогут только в комплексе. "Принятие закона о ликвидации без предварительного принятия специального указа Президента приведет к многочисленным проблемам, в частности, многие неработающие субъекты вынуждены будут проходить процедуру ликвидации по новому порядку. В свою очередь принятие только одного указа без последующего выхода закона будет способствовать образованию нового числа неликвидированных предприятий", -- сообщила она. Следовательно, "тромбов", от которых необходимо как можно быстрее избавиться, меньше не станет.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений