Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5945
EUR:
2.9414
RUB:
3.3791
Золото:
151.61
Серебро:
1.98
Платина:
82.66
Палладий:
157.9
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ДОЛГИ ОТЛОЖИЛИ И РАЗДРОБИЛИ

Подписан Указ о реструктуризации задолженности...
Подписан Указ о реструктуризации задолженности

Свои долги порядка 300 убыточных государственных предприятий смогут заплатить через пять лет. Такую поддержку им предлагает подписанный Президентом 13 января Указ № 27 "О реструктуризации задолженности и некоторых иных мерах по финансовому оздоровлению убыточных государственных организаций".

Реструктуризировать будут задолженность, которая образовалась у предприятий на 1 октября 2005г. Соответственно в перечень подлежащих реструктуризации вошли те организации, которые были убыточны именно на эту дату.

На пять лет отсрочат задолженность по уплате налогов, сборов (пошлин) в республиканский бюджет, включая государственные целевые бюджетные фонды; по возврату бюджетных займов и ссуд и уплате процентов по ним; по уплате экономических санкций и начисленных пеней за нарушение законодательства о налогах и предпринимательстве, а также по бюджетным займам и ссудам; за потребленный природный газ, электрическую и тепловую энергию.

Не подлежат рассрочке платежи в инновационные фонды, ФСЗН и таможенные платежи.

Если в течение 2 лет и шести месяцев с момента предоставления отсрочки у организации не будет долгов по текущим платежам бюджету, то по предложению правительства и решению Президента половина задолженности по санкциям может быть списана. При отсутствии такой задолженности в течение 5 лет будут "прощены" все долги по санкциям. Если же текущие долги все же были, то долги по санкциям будут не "прощены" государством, а лишь рассрочены еще на пять лет с уплатой равными долями. В этот же период предприятия должны будут погасить и все другие отнесенные на будущее задолженности.

Отсрочку на три года перечисленные в приложении к Указу организации смогут получить по возврату кредитов банков. По истечении этого срока они смогут возвращать долги также в течение пяти лет равными долями. Правда, в отличие от отсрочки по долгам бюджету за отсрочку по кредитам банков придется платить - 1/2 ставки рефинансирования на сумму отстроченной задолженности - в течение пяти лет после окончания отсрочки.

Что касается "таможенных" долгов, то по ним полагается только рассрочка на шесть месяцев (ежемесячно равными долями). Отсрочить (на два года) документ разрешает только долги по санкциям за нарушение сроков и порядка уплаты таможенных платежей. Как и в случае с платежами бюджету, задолженность по санкциям таможне может быть прощена при отсутствии по данным учета таможенных органов в течение двух лет со дня предоставления рассрочки задолженности по текущим таможенным платежам и полном погашении рассроченной задолженности.

Есть некоторое послабление и по платежам в ФСЗН: их можно вносить в течение двух лет ежемесячно равными долями. Долги ФСЗН по санкциям также могут быть списаны на вышеописанных условиях.

Условием получения изложенных в Указе благ станет наличие убедительного бизнес-плана (согласованного с соответствующим органом госуправления и зам. главы правительства) и его последующее выполнение. Интересно, что в соответствии с Указом в бизнес-плане должны быть указаны должностные лица, "на которых возлагается ответственность за обеспечение выполнения:". Данный Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

"Экономическая газета" следила за рождением этого документа с момента возникновения его идеи (см. № 43 за 14 июня 2005г.). Напомним, что изначально он задумывался как аналогичный Указу главы государства № 138 "О некоторых мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций и привлечению инвестиций в сельхозпроизводство". В первых вариантах проекта документа, задуманного "во спасение промышленности", шла речь о возможной смене собственника, о предоставлении средств на техперевооружение за счет уменьшения объема налогов из выручки. Все перечисляемые в проекте льготы полагались не только самим убыточным, но и их новым собственникам, в том числе хозяйственным группам, включившим в себя убыточные организации. Распространить действие такого документа предполагалось на все предприятия, соответствующие определенным критериям, например по числу работающих. То, что получилось в результате многочисленных доработок, изложено выше. Разумеется, что даже в таком виде документ "снимет оковы" с предприятий и даст им шанс на выживание. Но следует помнить, что успех (снижение числа убыточных в отрасли) вышеупомянутого Указа № 138 в большей степени был обусловлен приходом нового собственника - с деньгами и новыми подходами к управлению.

Среди недостатков Указа № 27 эксперты называют также то, что в сферу его действия не попали, например, акционерные общества - предприятия тоже практически государственные. Упоминать о том, что попавшим в беду частным компаниям никто никак помогать не собирается, как-то даже неудобно. Они живут как в другой стране, где действуют законы рынка и выживают сильнейшие и востребованные рынком. Кстати, по информации "ЭГ", аналогичный проект для государственных АО уже на подходе и его вот-вот рассмотрит правительство.

Что касается охваченных Указом № 27, то среди них такие предприятия, как ПРУП "Термопласт", РУП "Эталон", некогда гремевший своими фотоаппаратами "Зенит" и знаменитые лыжами советского периода "Телеханы", ПРУП "Витебский меховой комбинат" (о проблемах которого "ЭГ" писала в № 90 за 25 ноября 2005г.), барановичская обувная фабрика "Ритм". Попали в Указ и такие "интересные" субъекты хозяйствования, как "Национальный парк "Браславские озера" и спорткомплекс "Раубичи", находящиеся в подчинении Управления делами Президента.