Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Банки и расчеты
20.07.2004 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Долги АПК: неподъемная целина

На заседании коллегии Минфина был проанализирован процесс погашения организациями АПК задолженности по бюджетным ссудам, займам, исполненным гарантиям правительства, товарным кредитам и лизингу сельхозтехники...

На заседании коллегии Минфина был проанализирован процесс погашения организациями АПК задолженности по бюджетным ссудам, займам, исполненным гарантиям правительства, товарным кредитам и лизингу сельхозтехники.

Всего в 1994--2004гг. сумма бюджетных ссуд и займов для отрасли достигла 584,4 млрд. руб. Из них 262,7 млрд.  руб. получили сельхозпредприятия, 254,6 млрд. руб. - предприятия хлебопродуктов, 42,5 - льнозаводы и льносемстанции, 3,6 млрд. руб. - рыбные хозяйства. Возвращено пока только 149,8 млрд. руб. На 23 апреля 2004г. задолженность составила 434,8 млрд. руб., из них просроченная - 75,8 млрд. В 63 из проверенных 70 предприятий реальные сроки погашения долгов превышали установленные правительством в 2-3 раза.

В соответствии с решениями правительства Минсельхозпрод и Минфин проводили мероприятия по финансовому оздоровлению предприятий по производству хлебопродуктов и совершенствованию структуры управления. На коллегии было отмечено, что ожидаемого экономического эффекта эти меры не принесли, а финансовое состояние комбинатов хлебопродуктов остается тяжелым.

Минфин в 2000-2001гг. заплатил банкам за перерабатывающие предприятия АПК по гарантиям правительства 8,4 млрд. руб., в 2002-2003гг. из средств целевых бюджетных фондов - более 28,3 млрд. руб. С предприятиями были заключены договоры на возмещение расходов по исполненным гарантиям в рассрочку, в течение трех лет с уплатой ставки рефинансирования Нацбанка. Однако погашение задолженности осуществляется с нарушением согласованных графиков. Есть ли шансы улучшить ситуацию? Пока финансовое положение в отрасли не дает основания для оптимизма. Значения коэффициентов текущей ликвидности, платежеспособности, обеспеченности оборотными средствами у большинства сельхозпредприятий по итогам 2003г. существенно ниже нормативов.

С 1996г. за счет средств республиканского фонда поддержки производителей сельхозпродукции и кредитов под гарантии правительства закуплено и передано в долгосрочную аренду и лизинг колхозам и совхозам 17823 единицы техники на 394 млрд. руб. Поступление арендных платежей  на 1.04.2004г. составило лишь 38,8 млрд. руб., или 18% от запланированного. Просроченная задолженность арендаторов перед РО "Белагросервис" достигла 203 млрд. руб. Отчасти, как отметили участники коллегии, это объясняется недостаточно жесткой позицией самого РО. Только после принятия постановления Совмина от 2003-12-17г. № 1635 "Об освобождении РО "Белагросервис" от уплаты госпошлины и обслуживании привлеченных кредитов" появилась реальная возможность взыскания долгов: на нерадивых арендаторов подано 223 иска в хозсуды на сумму 17 млрд. руб.

С 1997г. сельхозпредприятиям для проведения весенне-полевых и уборочных работ выделено из госрезерва нефтепродуктов в виде товарного кредита 194,6 млрд. руб. (в ценах отпуска). По состоянию на 1.03.2004г. возвращено 68,8 млрд. руб. Остаток задолженности составляет 125,7 млрд. руб. в ценах выдачи, а в текущих ценах - 511,2 млрд. руб. Специалисты Минфина констатировали, что ситуация с этой задолженностью усугубляется, поскольку нефтепродукты продолжают выдаваться правительством ежегодно, несмотря на то что предприятия АПК не рассчитываются за предыдущие поставки.

Исходя из рассмотренных фактов, коллегия Минфина постановила принять ряд мер по исправлению создавшегося положения. Среди них - усиление контроля за погашением задолженности АПК перед бюджетом, зачет за счет средств, выделенных на выплату авансов поставщикам за зерно урожая 2004г., долгов предприятий хлебопродуктов, реструктуризация их задолженности путем увеличения уставных фондов и передачи пакета акций в собственность государства. При формировании проекта бюджета 2005г. планируется выделить 20,2 млрд. руб. для погашения просроченной задолженности сельхозпредпритий по бюджетным ссудам и займам.

Строже станут санкции к должникам. Возможности для этого дает Положение о порядке предоставления и возврата бюджетных ссуд, бюджетных займов, выданных за счет средств республиканского бюджета, утв. постановлением Совмина от 3.01.2000г. № 5. Это и бесспорное взыскание долгов, и применение повышенных ставок процентов по просроченной и пролонгированной задолженности. Главному государственному казначейству поручено не допускать исполнения правительственных гарантий по банковским кредитам без предварительного заключения с заемщиками договоров на возврат сумм исполненных гарантий.

Положение дел с погашением задолженности АПК постоянно будет находиться под контролем Совета Министров, Минфина и финансовых управлений местных органов власти.

Будем надеяться, что все эти меры дадут положительные результаты и научат наш агропромышленный комплекс рассчитываться с долгами перед бюджетом. А может быть, привьют им вкус к постоянной финансовой дисциплине. Иначе что же делать тем частным инвесторам, которые рискуют (добровольно или не совсем) вкладывать средства в колхозы и совхозы? Ведь не располагая мощью государственного фискального аппарата сохранить и тем более вернуть свои деньги очень непросто...
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by