Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Судебная практика
19.05.2018 4 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Доказательства из ВКонтакте и Google в белорусском суде

Сергей Зикрацкий, адвокат

Высокие технологии не просто стали частью нашей жизни, но и стремительно меняют даже такие строго регламентированные области деятельности, как судебная практика. О необычной для Беларуси ситуации сбора доказательств для суда в соцсетях и поисковой выдаче Google нам рассказал минский адвокат Сергей Зикрацкий.

Истец (физическое лицо) предъявил иск к моему клиенту (юридическое лицо) о взыскании компенсации за использование объекта интеллектуальной собственности.

В качестве одного из аргументов в пользу достаточно большой компенсации, которую требовал истец, им была сделана ссылка на лицензионный договор с якобы «сторонней» компанией. По этому лицензионному договору истец получал значительные суммы, в разы превышающие обычно согласовываемые сторонами суммы по аналогичным договорам.

Мы знали, что эта «сторонняя» компания являлась совсем не сторонней, а вполне себе своей. Она была зарегистрирована на гражданскую жену истца, с которой истец имел общую дочь. А вот доказательств этого у нас, правда, не было. Все прямые вопросы о взаимоотношениях истца и учредителя компании снимались судом как не имеющие отношения к делу.

Мы решили поискать информацию в интернете. Поиск по Facebook ничего не дал. Откровенно говоря, мы особо и не рассчитывали. Учитывая возраст и социальный портрет истца основные надежды мы возлагали на другую социальную сеть – «Одноклассники». Но и там ни он, ни его гражданская жена зарегистрированы не были. 

Зато поиск по «ВКонтакте» дал результаты. Тут мы надеялись найти общую дочь истца и хозяйки «сторонней» компании, а также дочь этой женщины от первого брака. Нам повезло: они обе были зарегистрированы в соцсети со своими реальными именами, активно тегали (упоминали) друг друга, называли себя сестрами. Более того, в галерее каждой из сестер нами были обнаружены и несколько семейных фото с участием истца и его гражданской жены. Фото сопровождались восхищенными комментариями друзей о красивой и замечательной семье.

У нотариуса распечатки фотографий и комментариев с сайтов мы не заверяли, так как все происходило уже на стадии судебного процесса.

Следующий подарок нам сделал Google. Поисковик выдал ссылку на страницу гимназии, где учится дочь истца. По до сих пор непонятной мне причине администрация гимназии в заметке о ее победе в каком-то конкурсе решила указать полные ФИО ее родителей.

Пазл сложился. Осталось все правильно оформить и подать в суд. Это уже было делом техники.

Информация о родственных связях была представлена нами в суд. Естественно истец возражал против приобщения этих доказательств. Правда единственным его аргументом был неэтичный характер таких доказательств. Мы, в свою очередь, обратили внимание суда на то, что эти доказательства не являются вмешательством в личную жизнь, поскольку были получены из открытых источников в сети интернет, а потому являются допустимыми.

Суд ходатайство удовлетворил, а на последнем заседании истец изменил свою позицию и просил при определении компенсации не учитывать платежи, получаемые им по лицензионному договору со «сторонней» организации.

Так что, если вам есть что скрывать, уже недостаточно не заводить собственного профиля в соцсетях. Придется контролировать еще и странички родственников, близких друзей и знакомых.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by