$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

DOING BUSINESS-2013: ОСТАЛОСЬ 28 СТУПЕНЕК©

26.10.2012

Беларусь поднялась еще на две ступеньки в рейтинге легкости ведения бизнеса, ежегодно составляемом Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией, заняв в нем 58 место среди 185 стран. При этом по ситуации в налоговой сфере отмечено очередное существенное улучшение, а вот по ряду других показателей прогресса пока не замечено.

Доклад «Ведение бизнеса – 2013: Разумный подход к регулированию деятельности малых и средних предприятий» является десятым по счету в серии Doing Business. За это время экспертами Всемирного банка было зарегистрировано почти 2000 реформ в области регулирования, осуществленных в 180 странах, которые принесли большую пользу предпринимателям. Так, например, с 2005 г. средний срок для создания предприятия сократился с 50 до 30 дней, а в странах с низким уровнем дохода — вдвое. Средний срок для передачи прав собственности сократился на 35 дней, с 90 до 55, а средняя стоимость — с 7,1% стоимости собственности до 5,9%. Упрощение налоговой дисциплины позволило сократить время, затрачиваемое на исчисление налогов, в среднем на 54 часа.

По словам директора отдела глобальных индикаторов и анализа группы Всемирного банка Аугусто Лопез-Карлоса, «за эти годы правительствами были предприняты важные шаги по улучшению нормативно-правовой базы для развития бизнеса и сокращению разрыва в области передовой практики, существующей в мире».

В докладе отмечается рост конкуренции за улучшение условий ведения бизнеса. В 2011–2012 гг. 108 стран по всему миру осуществили в общей сложности 201 реформу системы регулирования в целях создания более благоприятных условий для предпринимательской деятельности. Эти преобразования были в основном направлены на упрощение процедур создания предприятий, увеличение продуктивности налогового администрирования и упрощение осуществления внешнеторговой деятельности. На таких реформах в прошлом году сконцентрировали свои усилия 44% стран.

Седьмой год подряд мировой рейтинг по благоприятности условий ведения бизнеса возглавил Сингапур. Следом за ним идут Гонконг, Новая Зеландия, США, Дания, Норвегия, Великобритания, Южная Корея, Грузия и Австралия. Восточная Европа и Центральная Азия лидируют в мире по улучшению делового климата. В странах этого региона отмечено 88% реформирования хотя бы в одной из областей, измеряемых докладом «Ведение бизнеса». При этом Украина, Узбекистан, Сербия и Казахстан вошли в десятку тех, кто улучшил 3 или более области нормативно-правового регулирования, а Грузия — в топ-10 стран по благоприятности условий для ведения бизнеса — первой из постсоветских стран. Эстония заняла в рейтинге 21 место, Латвия — 25, Литва — 27. Вплотную приблизилась к тридцатке лучших Армения (32 место).

Лидерами по улучшению условий ведения бизнеса названы Польша, Шри-Ланка, Украина, Узбекистан, Бурунди, Коста-Рика, Монголия, Греция, Сербия и Казахстан. К сожалению, наша страна, числившаяся в тройке самых активных реформаторов прошедших 7 лет, в этом году из числа «активистов» исчезла. Это сразу же сказалось на скорости продвижения в рейтинге: если в прошлом рейтинге мы поднялись сразу на 22 позиции, то сейчас — лишь на 2.

Напомним, в Программе деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011–2015 годы, утв. постановлением Совмина от 18.02.2011 № 216, значится цель — войти в число передовых стран по ведущим международным рейтингам, характеризующим конкурентоспособность, деловую среду, уровень инновационного развития, эффективность государственного управления для улучшения международного имиджа республики и роста доверия у национальных и иностранных инвесторов к проводимой экономической политике. В частности, поставлена задача войти в число 30 лучших стран по условиям ведения бизнеса в рейтинге Всемирного банка. Для этого было запланировано сократить длительность процедур регистрации собственности с 15 до 5 дней, количество выплат при налогообложении — с 82 до 24, длительность расчета налогов — с 798 до 250 часов, количество необходимых процедур для получения разрешений на строительство — с 16 до 8, упростить административные процедуры, связанные с подключением субъектов предпринимательства к электросетям, сократить их длительность и снизить общую стоимость в расчете на душу населения до уровня лидирующих стран в соответствии с отчетом МФК «Getting electricity». Кроме того, запланировано сокращение количества документов, необходимых для экспорта, с 8 до 4, импорта — с 8 до 5, времени, требуемого для экспорта, — с 15 до 8 дней, импорта — с 20 до 9 дней.

Некоторые из этих задач успешно решаются. По легкости получения разрешений на строительство мы поднялись с 42 места на 30-е, подключению к системам энергоснабжения — с 173 на 171-е, по условиям международной торговли — с 154 на 151-е, обеспечению исполнения контрактов — с 14 на 13-е. Очередной прорыв сделан в налогообложении: со 158 места на 129-е. При этом, по оценке ВБ, количество налоговых выплат сократилось с 18 до 10 (здесь мы почти сравнялись со средним показателем ОЭСР — 12), время на подготовку отчетов — с 654 часов до 338 (по региону Европы и Центральной Азии — 260, а ОЭСР — 176), налог на прибыль вырос на 0,1 п.п., до 20,3% прибыли (в регионе — 9,1%, ОЭСР — 15,2%), налоги и выплаты на зарплату, как и ранее, — 39% (в регионе — 22,1%, ОЭСР — 23,8%), другие налоги снизились с 3,5% до 1,4% (9,3% и 3,7%). Общая налоговая ставка, показывающая размер налогов и сборов в процентах к коммерческой прибыли, снизилась с прошлогодних 62,8% всего до 60,7%. Это почти в 1,5 раза выше, чем в среднем в регионе (40,5%) и странах ОЭСР (42,7%).

По мнению ВБ, Беларусь сделала процесс налогообложения проще и дешевле для предприятий за счет снижения ставки налога на прибыль и поощрения электронного предоставления данных и платежных систем (принудительность этого поощрения в методологии ВБ не учитывается). Так что, несмотря на позитивные сдвиги, нам предстоит еще много сделать, чтобы обеспечить конкурентоспособность своей налоговой системы, в т.ч. по сравнению с соседями и партнерами по Таможенному союзу.

Неизменными остались 9 место в мире по показателю «регистрация предприятий» и 3-е — по регистрации собственности. Тем не менее авторы доклада отметили, что Беларусь затруднила процесс создания предприятия путем увеличения стоимости регистрации бизнеса и затрат на получение печати компании.

С остальными показателями рейтинга дела обстоят гораздо хуже. По ситуации с кредитованием мы опустились с 97 места на 104-е. Здесь индекс юридических прав оценен всего в 3 балла, тогда как в среднем по региону и странам ОЭСР он равен семи. К тому же если у нас 56,2% взрослого населения значится на учете в государственном реестре (что в 3 раза выше, чем в среднем по региону, и в 5,5 раза — чем в странах ОЭСР), то доля граждан, информация о которых собрана в кредитных досье, близка к нулю. При этом в странах Европы и Центральной Азии в соответствующих частных бюро регистрируется в среднем 29,8%, а в ОЭСР — более 2/3 взрослого населения.

По показателю «разрешение неплатежеспособности» Беларусь опустилась с 42 на 56 место. Эксперты ВБ отметили, что процесс решения проблем неплатежеспособности предприятий был укреплен путем освобождения от судопроизводства по делу о банкротстве собственности приватизированных компаний, ранее находившейся во владении государства. Недвижимое имущество, не проданное на аукционе, может предлагаться кредиторам для покупки. Кроме того, позволено продавать недвижимое имущество банкротов без доказательства госрегистрации, если нет средств, чтобы заплатить за нее. С 79 на 82 место мы опустились по показателю «защита инвесторов». Заметим, что методология ВБ учитывает здесь только возможности защиты собственников от злоупотреблений топ-менеджеров компаний, привлечения их к ответственности за ущерб, наносимый акционерам, а также уровень прозрачности корпоративной информации, в т.ч. о совершаемых сделках. При этом вопросы защиты инвесторов от посягательств государства не рассматриваются.

По-видимому, авторы исследования наивно полагают, что власти заведомо стоят на страже интересов частных собственников, и иных приоритетов тут быть не может. Впрочем, специалисты ВБ сами признают, что скорость продвижения страны в рейтинге не всегда определяет качество деловой среды. «Оцениваемые нами реформы дают лишь частичное представление о бизнес-климате страны», — говорит г-н Лопез-Карлос. Он полагает, что «изменить правила — это довольно просто, гораздо сложнее добиться их имплементации». Иными словами, практика применения законодательства и ощущения предпринимателей гораздо больше говорят о бизнес-климате, чем рейтинги, составляемые по формальным признакам.

Вадим ЛЕБЕДЕВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях