Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Рейтинги
30.10.2015 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

DOING BUSINESS - 2016:©

В рейтинге Doing Business – 2016 Беларусь поднялась на 13 ступеней с 57-го места на 44-е из 189 стран. Для этого оказалось достаточно улучшить всего один показатель из десяти. По трем параметрам позиции не изменились, а по шести даже снизились. Большинство перемещений связано не столько с какими-либо изменениями в отечественной бизнес-среде, сколько с реформами в других странах и изменением методологии рейтингования.

новые рубежи со старым багажом

В рейтинге Doing Business – 2016 Беларусь поднялась на 13 ступеней с 57-го места на 44-е из 189 стран. Для этого оказалось достаточно улучшить всего один показатель из десяти. По трем параметрам позиции не изменились, а по шести даже снизились. Большинство перемещений связано не столько с какими-либо изменениями в отечественной бизнес-среде, сколько с реформами в других странах и изменением методологии рейтингования.

В Программе деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011–2015 годы, утв. постановлением Совмина от 18.02.2011 № 216, ставилась задача войти в число 30 лучших стран по условиям ведения бизнеса в рейтинге Всемирного банка – под персональную ответственность министерств, регулирующих соответствующие направления. Выполнить задание не удалось, но вряд ли это повлечет «разбор полетов». Все-таки за 5 лет удалось пройти более половины пути – с 68-го места на 44-е, опередив не только большинство стран СНГ, но и такие страны, как Италия (45-е место), Кипр (47-е), Израиль (53-е), Турция (55-е), Люксембург (61-е), Китай (84-е). В значительной степени этому способствовали меры по снижению барьеров и улучшению условий ведения бизнеса, но немалую помощь оказала и специфика применяемой в исследовании методологии. В былые годы чиновники пеняли на нее, упрекая составителей рейтинга за некорректность оценок и необъективность. Теперь впору удивляться предпринимателям, которые не ощущают в последние годы заметного улучшения своего положения.

Исследование Всемирного банка позиционируется как оценка норм, способствующих или мешающих развитию предпринимательской деятельности. В очередном 13-м выпуске «Ведение бизнеса – 2016: оценка качества и эффективности регулирования» отмечается, что за прошедший год в 122 странах произошли улучшения в правовой среде. Всего в мире была зафиксирована 231 реформа в сфере регулирования бизнеса, направленная на упрощение и снижение стоимости соблюдения правовых норм. Чаще всего они касались упрощения процедуры создания предприятий, налогообложения, подключения к электроснабжению и регистрации собственности. Очередные изменения методологии привели к пересчету ряда позиций. Поэтому сравнивать результаты с прошлогодними приходится с некоторыми поправками.

Лидерами рейтинга являются Сингапур, Новая Зеландия и Дания. Замыкают список Венесуэла, Южный Судан, Ливия и Эритрея. Беларусь занимает «середину» в Евразийском экономическом союзе, уступая Армении и Казахстану, но опережая Россию и Кыргызстан. Заодно мы опережаем и остальные страны СНГ (см. таблицу на с. 3), но отстаем в рейтинге от стран Балтии и Грузии.

НАИЛУЧШИХ результатов наша страна добилась в номинации «Регистрация собственности», хотя и опустилась с 6-го на 7-е место (90,53 балла), уступив Новой Зеландии, Литве, Грузии, Эстонии, Словакии и Кыргызстану. Это не значит, что у нас что-либо ухудшилось в данной сфере. Просто ВБ выше оценил качество управления земельными ресурсами в Кыргызстане, который и оттеснил нас на одну строку. При этом, по оценке ВБ, у нас достаточно пройти всего 2 процедуры, затратив на них 3 дня (в Программе планировалось дойти до 5 дней).

По параметру «Регистрация предприятий» Беларусь поднялась за год с 39-го места на 12-е. Достичь этого удалось, сократив число необходимых процедур до трех, время их прохождения – до 3 дней, а стоимость – до 0,9% дохода на душу населения. Все это существенно меньше, чем не только в европейско-центральноазиатском регионе, но и в странах ОЭСР. Главное достижение в данной сфере – отсутствие требований по минимальному размеру уставного капитала создаваемых компаний (как и во всех странах, которые нас опережают в этой номинации). Обратной стороной такой либерализации является легкость создания фирм-«однодневок», с которыми теперь сражаются контролирующие органы, доставляя попутно немало неприятностей остальным предпринимателям.

НЕИЗМЕННЫМИ остались позиции по показателям «Получение разрешений на строительство» (34-е место), «Международная торговля» (25-е место), «Обеспечение исполнения контрактов» (29-е). Можно утешиться тем, что индекс качества строительного контроля оценен в 12 баллов из 15 возможных – лучше, чем в регионе и ОЭСР. С внешней торговлей тоже пронесло – методика ее оценки существенно поменялась. В частности, теперь учитывается как морская транспортировка товаров, так и железнодорожные и авиаперевозки. Также оценивается качество таможенных процедур, в т.ч. использование электронных систем, время ожидания на границе, стоимость оформления документов. Как ни странно, именно здесь наблюдаются самые значительные расхождения между странами ЕАЭС. Если с Арменией мы находимся почти рядом, то Россия и Казахстан – далеко внизу, на 122-м и 170-м местах. Впору призадуматься, как проходит в союзе унификация таможенных процедур. К примеру, в Беларуси, по данным ВБ, на оформление документов для экспорта хватает 4 часов и 87 USD, в России – 43 часа и 500 USD, в Казахстане – 132 часа и 430 USD. Таможенный контроль белорусским экспортерам обходится в 148 USD, российским – 1125, а казахстанским – 574 USD.

По сложности подключения к системе электроснабжения Беларусь опустилась с 85-го места на 89-е. Здесь приходится проходить 7 процедур, затрачивая 112 дней, а расходы в 4 раза выше, чем странах ОЭСР, хотя и меньше, чем в регионе. Между тем в Программе особо отмечалось намерение властей облегчить и удешевить административные процедуры. Правда, индекс надежности электроснабжения и «прозрачности» тарифов оценен в 7 баллов из 8 возможных, но этого оказалось недостаточно, чтобы удержать прежние позиции. Кстати, именно этот впервые введенный индекс позволил России подняться по оценке подключения к энергосетям сразу на 114 ступеней, а в общем зачете – на 11.

По процедурам получения кредитов наша страна опустилась со 105-го места на 109-е. Впрочем, в реальности для бизнеса доступность и стоимость кредитов гораздо важнее, чем такие формальные критерии, как индексы юридических прав и кредитной информации или количество досье заемщиков в частных бюро и государственном реестре. На 1 строку до 60-го места мы опустились по параметру «Разрешение неплатежеспособности» (опять-таки из-за активности других участников рейтинга).

Защита миноритарных инвесторов удостоена 57-го места (годом ранее – 54-го). Здесь большинство индексов ненамного отстает от среднерегиональных. Правда, индекс ответственности директоров получил нулевую оценку, зато индексы благоприятности условий для судебного преследования руководителей компании акционерами и развития структуры управления получили по 8 баллов из 10 возможных. А лучше всего защищены миноритарии, если верить рейтингу ВБ, в Гонконге, Новой Зеландии, Сингапуре и Великобритании, т.е. там, где корпоративное право строится по английскому образцу.

В номинации «Налогообложение» потеряно 3 строки – 60-е место. При этом ВБ насчитал у нас, как и в прошлый раз, 7 налоговых платежей в год. Согласно исследованию время на подготовку налоговых деклараций удалось сократить со 183 до 176 часов (на 1 час больше, чем в США), общая налоговая ставка составляет 51,8% прибыли (на 0,2 п.п. меньше), налог и выплаты на зарплату – 39%, а другие налоги – 1,1%, налог на прибыль – 11,7%. Заметим, что в Программе было запланировано сокращение количества выплат при налогообложении с 82 до 24 и длительности расчета налогов – с 798 до 250 часов. О снижении налоговой нагрузки речи не было – вот она и осталась выше, чем у партнеров по ЕАЭС (Казахстан – 29,2%, Россия – 47,1%). Существенных реформ в сфере налогообложения ВБ у нас не заметил, но и появление новых сборов проигнорировал – в методике они не учитываются. Кстати, по состоянию налоговой системы в рейтинге лидируют нефтедобывающие Катар, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия, где налога на прибыль нет вообще. Лишь затем идут Гонконг, Сингапур и Ирландия.

ПОВЫШЕНИЕ позиций Беларуси в рейтинге выглядит довольно неоднозначно на фоне оценок бизнес-сообщества. Практически во всех исследованиях, проводимых местными деловыми союзами, фиксируется ухудшение условий ведения и осуществления предпринимательской деятельности. В качестве примеров можно привести результаты опросов БСПН им. М.С. Кунявского, индекс делового оптимизма (см. «ЭГ» № 79 за 20.10.2015 г.), обзоры ИПМ. Все они свидетельствуют, что в 2014–2015 гг. вместо ожидаемых реформ бизнес столкнулся с ухудшением делового климата, усилением вмешательства государства, не говоря уже о макроэкономических факторах. Правда, в таких исследованиях используются несколько иные критерии и методики, не столь формальные, как рейтинг ВБ, отражающий только сам процесс ведения малого и среднего бизнеса. В том, что снижение отдельных административных барьеров не решает проблем делового климата и экономики в целом, можно убедиться и по данным официальной статистики. Если позиции Беларуси в рейтинге стабильно растут, то этого, к сожалению, нельзя сказать ни о притоке прямых иностранных инвестиций, ни об активности в регистрации новых предприятий. Впрочем, с определенными допущениями можно считать рейтинг Всемирного банка ориентиром для инвесторов – хотя бы для сравнения с другими странами.

Вадим ЛЕБЕДЕВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений