$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

DOING BUSINESS - 2015:©

31.10.2014

жертвы методологии и эффективности

В новом рейтинге Doing Business, опубликованном в среду, Беларусь заняла 57-е место из 189. Однако это не означает улучшения позиций. В связи с изменением методики подсчета наша страна осталась на прежнем месте, тогда как соседи существенно продвинулись в рейтинге.

Если по старой методике Беларусь занимала в прошлогоднем исследовании 63-е место, то по новой — 57-е, на котором и осталась в новом рейтинге. Но поскольку методика и принцип подсчета кардинально поменялись, сравнивать конечные прошлые результаты с текущими почти невозможно. До сих пор Всемирный банк и Международная финансовая корпорация определяли для каждой страны условия ведения бизнеса по 10 критериям, среднее арифметическое суммы оценок которых давало итоговый балл. Теперь также учитывается, насколько близко каждый участник по каждому показателю подошел к условному идеалу — «передовому рубежу», выбранному среди наилучших мировых примеров. Это, по мнению авторов исследования, позволяет оценить в абсолютном выражении характеристики правового режима страны и их изменение с течением времени. Показатель удаленности от «передового рубежа» оценивается по 100-балльной шкале, где 0 баллов присваивается наихудшим показателям, а наилучший получает 100 баллов.

Также расширена оценка трех из 10 основных критериев, а в расчеты по 11 странам с населением свыше 100 млн. человек добавлен второй крупнейший в стране бизнес-центр (например, для США — Нью-Йорк и Лос-Анджелес, для России — Москва и Санкт-Петербург). Таким образом, авторы исследования, озаглавленного «Ведение Бизнеса 2015 — Выходя за рамки эффективности», попытались учесть критику, которая ежегодно звучит в их адрес.

Вряд ли им удастся избавиться от претензий — в результате пересчета позиции многих стран существенно ухудшились. Если первая десятка — Сингапур, Новая Зеландия, Гонконг, Дания, Южная Корея, Норвегия, США, Великобритания, Финляндия, Австралия — традиционно вне конкуренции, то, например, Казахстан изменение методики отбросило с «дореформенного» 50-го места на 76-е в DB-2014 и 77-е в новом рейтинге, Россию, напротив, подняло с 92-го на 67-е, а в текущем рейтинге — на 62-е место. Зато Украина и без пересчета поднялась со 112-го на 96-е место.

Нашу страну пересчет поднял на 6 позиций, до 57-го места в прошлогоднем рейтинге и там же оставил в новом исследовании (см. таблицу на с. 2). Правда, суммарный балл вырос с 67,08 до 68,26, и мы на 1,18 п.п. приблизились к «передовому рубежу» — Сингапуру. В то же время ухудшение отмечено по 5 показателям, улучшение — всего по трем, а 2 остались неизменными. Так, в номинации «регистрация предприятий» мы опустились с 35-го места на 40-е. Ни один из критериев (число процедур, стоимость регистрации и размер минимального уставного фонда), по оценке экспертов Всемирного банка, не изменился, все они сопоставимы, а то и лучше средних по региону Европы и Центральной Азии и даже со странами ОЭСР. Однако другие страны не стоят на месте и усиленно ищут способы улучшить условия создания нового бизнеса.

По легкости получения разрешений на строительство мы поднялись с 54-го места на 51-е. При этом количество процедур выросло с 12 до 14, срок их получения сократился со 128 до 114 дней, а стоимость — до 0,8% среднедушевого дохода. Отметим, что оценки производились по состоянию на июнь 2014 г., так что нормы Указа от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» здесь в основном должны быть учтены.

По подключению к системам энергоснабжения республика, напротив, опустилась со 144-го на 148-е место, несмотря на то что стоимость этой процедуры сократилась со 431,7% к доходу на душу населения до 364,1% (почти в 5 раз выше, чем в странах ОЭСР), время — со 161 до 131 дня, а число процедур (7) осталось прежним, что больше, чем в регионе и ОЭСР (5,9 и 4,7). По условиям регистрации собственности Беларусь удерживает 3-е место в мире, причем здесь, по оценке Всемирного банка, достаточно 2 процедур, сроки составляют всего 4 дня, а расходов практически нет. Это существенно лучше показателей в регионе и по странам ОЭСР. Однако есть примеры и покруче: так, для регистрации собственности в Грузии и Норвегии требуется всего 1 процедура, в Новой Зеландии и Португалии она занимает один день.

Гораздо хуже дело обстоит с возможностью получения кредитов. Здесь Беларусь опустилась с 99-го места на 104-е, причем индекс юридических прав, характеризующий законодательную защиту кредиторов и заемщиков, оценен всего в 2 балла (годом ранее — 3), кредитной информации — в 6 (ранее — 3). Доля взрослого населения, находящегося на учете в государственном реестре, выросла с 60,3 до 64,5% (что в 3,5 раза выше, чем в среднем по региону, и в 4 раза — чем в странах ОЭСР), однако в кредитных досье информации практически нет, тогда как в странах Европы и Центральной Азии — в них собраны данные о трети, а в ОЭСР — о 2/3 взрослого населения. По-прежнему плохо обстоят дела с защитой миноритарных инвесторов: мы опустились с 91-го места на 94-е. Здесь по 10-балльной шкале индекс открытости оценен в 7 баллов (что соответствует среднему по региону), индекс ответственности директора — 0, защиты интересов миноритариев — 8, индекс столкновения интересов — 5, индекс акционерного управления — 5,3, защиты интересов инвесторов — 5,2, индексы прав акционеров и развития структуры управления — 5,5 и 7 (максимум — 10,5), а индекс корпоративной прозрачности — 3,5 из 9 возможных. Учитывая, что государство как собственник имеет в Беларуси в реальности несколько больше прав, чем остальные акционеры, тут есть над чем задуматься.

По условиям международной торговли Беларусь поднялась со 146-го на 145-е место, причем время на оформление разрешений на экспорт сократилось на треть, на импорт — осталось неизменным, как и число требуемых документов, которое значительно больше, чем в странах ОЭСР, стоимость за контейнер сократилась на 3–4%, оставшись при экспорте в 1,5, а при импорте — в 2 раза больше, чем в ОЭСР.

Удалось удержать почетное 7-е место по обеспечению исполнения контрактов. Такому результату мы обязаны довольно быстрым рассмотрением дел — 275 дней против 448 в регионе и 539,5 в ОЭСР и сопоставимым с остальными уровнем судебных издержек и числом процедур. Впрочем, бизнесмены, озабоченные сегодня проблемами неплатежей, воспримут такой вывод с изрядной иронией.

По показателю «разрешение неплатежеспособности» потеряно 2 позиции. По мнению экспертов ВБ, у нас можно надеяться взыскать 37,3% долга, а эффективность нормативно-правовой базы оценена в 9 баллов по 16-балльной шкале.

Самое большое достижение в новом рейтинге — подъем в номинации «налогообложение» со 107-го (по старому — 133-е) места на 60-е. Число налоговых выплат в республике, по оценке ВБ, сократилось с 10 до 7, тогда как в регионе оно составляет 20,5, а в странах ОЭСР — 11,8, время на подготовку и заполнение документов уменьшилось почти вдвое — до 183 часов, что ненамного меньше, чем в странах ОЭСР (175,4), и в 1,5 раза меньше, чем в регионе. Для сравнения: в Казахстане, по данным ВБ, бухгалтеры управляются с налогами за 188, в России — за 168, а в Украине — за 350 часов. В основном столь существенное улучшение эксперты ВБ объясняют широким применением электронного декларирования. Заметим, что, поскольку этот сервис внедрялся в республике в принудительном порядке и за счет налогоплательщиков, у бизнеса оценка данного фактора не столь позитивна, как у составителей рейтинга.

Общая налоговая ставка в Беларуси снизилась с 54 до 52% к чистой прибыли, что выше, чем в странах ОЭСР (41,3%), России (49%) и Казахстане (28,6%). В основном это обусловлено высокими налогами на зарплату (включая ФСЗН): у нас они составляют 39%, тогда как в РФ — 35,4%, Казахстане — 11,2%, а странах ОЭСР — 23%. Впрочем, в последнее время тяжесть фискального бремени бизнес оценивает уже не столько ставками налогов, сколько особенностями его исчисления и уплаты. Изменение сроков уплаты налога на прибыль и 3-месячная отсрочка права на вычет «входного» НДС для импортеров, неразбериха с объектами начисления страховых взносов сегодня беспокоят предпринимателей, пожалуй, больше, чем размер ставок.

Из стран СНГ наиболее существенный прогресс показали Таджикистан (поднялся со 177-го на 166-е место) и Азербайджан (с 88-го на 80-е). Самая благоприятная для бизнеса среда на постсоветском пространстве создана в Грузии (15-е место), Эстонии (17), Латвии (23), Литве (24), Армении (45).

Безусловным достижением рейтинга является демонстрация обострения глобальной конкуренции за привлекательность бизнес-климата. В докладе отмечается, что в 123 странах местные предприниматели отметили положительные изменения в правовой среде, регулирующей предпринимательскую деятельность, произошедшие за прошлый год. Доклад, охватывающий 189 стран с июня 2013 г. по июнь 2014 г., зафиксировал 230 реформ в сфере регулирования бизнеса, из числа которых 145 были направлены на упрощение и снижение стоимости соблюдения правовых норм и 85 — на упрочнение правовых институтов. Впрочем, изменение методологии и улучшение позиций в рейтинге не слишком коррелируют с прискорбно малым притоком в Беларусь прямых иностранных инвестиций и не объясняют причины резкого снижения числа регистрируемых новых предприятий в текущем году. Проблема в том, что ни числовые, ни оценочные показатели, которыми оперируют составители Doing Business, не учитывают такие факторы, как макроэкономические условия, инфраструктура, состояние финансового и трудового рынков, особенности госрегулирования. Так что судить о реальном состоянии бизнес-климата в Беларуси, как и в любой другой стране, придется не только по одному или нескольким рейтингам, а по совокупности множества признаков и личных впечатлений.

Вадим ЛЕБЕДЕВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях