$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

ДОХОДНЫЕ НЕДОСТАЧИ©

12.07.2013

и расходные растраты

Под занавес прошедшей сессии парламент утвердил отчеты об исполнении республиканского бюджета и бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения за 2012 год. Оказалось, что в республике имеется немало проблем как с наполнением казны, так и с эффективностью использования бюджетных средств.

В республиканский бюджет поступило 95,2 трлн. Br доходов, или 100,2% к уточненному плану. По традиции, основу наполнения казны составляют налоги. Однако в прошлом году план по их поступлению выполнен лишь на 99,5% — главным образом из-за недопоступления НДС, налога на добычу природных ресурсов, ввозных таможенных пошлин, в т.ч. от стран — членов Таможенного союза, отчислений в инновационные фонды. Уточненный план по неналоговым доходам перевыполнен на 4,1%, но их доля в общих доходах снизилась по сравнению с 2011 г. на 2,1 процентных пункта (п.п.), до 15,6%. Казна недополучает средства из-за занижения арендной платы, подлежащей перечислению в республиканский бюджет, недоплаты за проезд тяжеловесного и крупногабаритного автомобильного транспорта, платежей за размещение наружной рекламы и неэффективного использования госимущества. Заместитель председателя КГК Раиса Саврицкая рассказала, что на 1.01.2013 г. выявлено 2,2 млн. м2 неиспользуемых площадей. Кроме того, значительную сумму составляет задолженность субъектов хозяйствования перед бюджетом (почти 255 млрд. Br), из которых 60% — по таможенным платежам, выросшая по сравнению с 2011 г. в 2,1 раза.

РАСХОДЫ республиканского бюджета профинансированы на 99,9% к уточненному годовому плану и составили почти 96 трлн. Br. При этом ни по одному из разделов функциональной классификации (за исключением общегосударственной деятельности) расходы в полном объеме не исполнены. В то же время расходы консолидированного бюджета на социальные нужды увеличились на 1,6 п.п., до 15,7% к ВВП, но и они использовались не всегда обоснованно и эффективно. Практически везде контролеры столкнулись с завышением стоимости или некачественным выполнением работ на объектах социально-культурной сферы, в т.ч. в ряде учебных заведений, при реконструкции киностудии «Беларусьфильм» и спорткомплекса «Стайки». В итоге из бюджета незаконно получено 4,9 млрд. Br, неэффективно использовано 4 млрд.

Выявлены нарушения использования бюджетных средств при подготовке к проведению «Дожинок-2012». Так, стоимость строительства проверенных объектов оказалась завышенной на 6 млрд. Br, еще 4,3 млрд. составил строительный брак. Зато за счет применения отдельных более рациональных проектных решений по предложениям КГК сэкономлено 5,3 млрд. Br (а всего в прошлом году по результатам контрольно-аналитических мероприятий КГК сэкономлено и предотвращено незаконных выплат на 658 млрд.).

На господдержку затрачено 17 трлн. Br, в т.ч. из республиканского бюджета — 2374 организациям на сумму 7,6 трлн. Br, что в 2,2 раза больше, чем в 2011 г. Однако число льготников, не выполнивших условия оказания господдержки, выросло с 5% в 2011 г. до 30% в 2012-м.

В прошлом году использовано 6,9 трлн. Br внебюджетных средств, их остаток на 1.01.2013 г. составил 15,2% (рост за год в 1,7 раза) от всех поступивших внебюджетных доходов. Больше всего «излишков» образовалось в учреждениях Минобразования и Минздрава. При этом бюджетники до сих пор пользуются Инструкцией, утв. постановлением Минфина от 12.11.2002 № 152, хотя правительству в соответствии со ст. 79 Бюджетного кодекса следует разработать новый порядок использования средств, полученных от приносящей доходы деятельности.
Обостряется проблема государственного долга, который превысил доходы республиканского бюджета в 1,3 раза. Его обслуживание и погашение ложатся тяжким грузом на экономику страны: уже в 2012 г. расходы на эти цели были почти в 7,4 раза больше, чем в 2011-м, а пик платежей по внешнему госдолгу (6,2 млрд. USD) наступит в 2013–2014 гг. В придачу долги, гарантированные государством, увеличились в 1,3 раза, до 37,3 трлн. Br, а просроченная задолженность предприятий по возврату в бюджет таких гарантий выросла на 13% — почти до 173 млрд. Задолженность по бюджетным ссудам и займам за прошлый год увеличилась на 22,3%, до 2,7 трлн. Br. Правда, просроченная задолженность здесь снизилась почти вдвое — до 31,6 млрд. Br. Кстати, в настоящее время согласно Бюджетному кодексу лимит долга органов местного управления и самоуправления и гарантированного ими долга в сумме не может превышать 80% объема доходов бюджета, планируемого на очередной финансовый год, без учета получаемых субвенций. При этом продление срока возврата бюджетных ссуд и займов не допускается.

В ЭТОМ ГОДУ КГК впервые проверил отчет об исполнении бюджета Фонда социальной защиты населения (ФСЗН). Замедление темпов экономического роста, сокращение численности населения и его старение увеличивает нагрузку на работающих и систему социальной защиты в целом. На этом фоне доходы бюджета ФСЗН за 2012 г. формировались за счет взносов на государственное соцстрахование и неналоговых доходов и составили почти 57 трлн. Br (98,3% к уточненному годовому плану). Невыполнение плана связано с недопоступлением 1 трлн. Br обязательных страховых взносов (с 1.11.2012 г. не произошло предполагавшееся увеличение тарифной ставки 1-го разряда), а также ростом задолженности по взносам: за прошлый год недоимка выросла в 8 раз — до 75,5 млрд. Br. Поэтому КГК предлагает ужесточить контроль и меры ответственности за несвоевременную и неполную уплату обязательных страховых взносов при выплате зарплаты наемным работникам — как для сокращения недоимок, так и для защиты интересов будущих пенсионеров.
Расходная часть бюджета ФСЗН исполнена в сумме 56,2 трлн. Br, или 98% к уточненному плану. Почти 55 трлн. Br истрачено на выплату пенсий и пособий. Р.Саврицкая обратила внимание на неэффективное использование 155,5 млрд. Br, выделенных спортшколам Федерации профсоюзов Беларуси: эти деньги израсходованы преимущественно на оплату труда, причем есть случаи выплаты зарплаты за неотработанные часы, необоснованное начисление надбавок и премий, незаконное введение штатных единиц и т.д.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, рост долгов и стагнация экономики оставляют государству все меньше возможностей как для социальной поддержки населения, так и для госдотаций отдельным отраслям и предприятиям. А поскольку менять основные принципы социально-экономической модели власти не собираются, остается искать резервы в контрольных мероприятиях в надежде, что это повысит эффективность расходования бюджетных средств.

АННА ФЕДОРОВА