Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Проблемы и решения
13.12.2002 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Доход, да не тот, или Как налоговики "поймали" банки

О неточностях и положениях налогового законодательства, которые можно трактовать по-разному, "НЭГ" писала уже не раз. Крайними всегда оказываются налогоплательщики...
О неточностях и положениях налогового законодательства, которые можно трактовать по-разному, "НЭГ" писала уже не раз. Крайними всегда оказываются налогоплательщики. Поскольку они -- "слабое звено", то финансовые санкции применяются именно к ним, часто без вины виноватым. Определенные надежды вселяет принятие Налогового кодекса с нормой, что все неустранимые противоречия трактуются в пользу налогоплательщика. Но пока суд да дело... Словом, на этот раз "жертвами" налоговиков стали банки республики, имеющие лицензию на валютно-обменные операций (купля-продажа и конверсия валюты).

ПРОВЕРИВ один из банков, ИМНС решила применить к нему экономические санкции за несоблюдение подпункта 3.3 Инструкции ГНК от 2001-05-25 г. N 72 "О налогообложении "других доходов" иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство" в части удержания налога на доходы по ставке 15% от обмена одного вида валюты на другой.

Именно расширенное толкование в подпункте 3.3 названной Инструкции постановления Совмина от 26.07.96 г. N 492 (с изменениями и дополнениями) и привело к возникновению у банков конфликтов с налоговыми органами и последующим судебным разбирательствам.

Указанное постановление принято в соответствии со ст. 10 Закона "О налогах на доходы и прибыль" и определяет перечень "других доходов" иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство. В частности, в перечень облагаемых доходов включены доходы от продажи валюты. При этом ст. 284 Банковского кодекса выделяет следующие валютно-обменные операции, проводимые банком:

1. операции по обмену иностранной валюты на официальную денежную единицу РБ и (или) обмену последней на иностранную валюту по установленным обменным курсам (купля-продажа);

2. операции по обмену одного вида иностранной валюты на другой по установленным обменным курсам (конверсия).

В этой статье Банковского кодекса четко прослеживается законодательное разграничение операций банка с иностранной валютой на куплю-продажу и конверсию. Поэтому МНС, вводя в подпункт 3.3 Инструкции от 2001-05-25 г. N 72 обмен одного вида валюты на другой, расширяет перечень "других доходов", установленных постановлением правительства N 492, и противоречит названному Закону. Казалось бы, руководствуйся нормами законодательства большей юридической силы в соответствии с Законом от 2000-01-10 г. N 361-З "О нормативных правовых актах", и никаких проблем не возникнет.

Однако практика последующих судебных разбирательств показала иное. В ходе разбирательства суд пришел к выводу, что МНС не вышло за пределы своих полномочий, указав в подпункте 3.3 Инструкции N 72, что доходом от продажи валюты является и доход от обмена одной валюты на другую, поскольку в соответствии с Законом "О нормативных правовых актах" Инструкция -- нормативный правовой акт, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования общественных отношений в определенной области.

На замечания банков о том, что Инструкция не содержит методических принципов определения дохода иностранного юридического лица, в частности, от какой базы в определении курсов отталкиваться банку, начисляющему доход, -- официальному курсу страны происхождения валюты или иному, налоговики, ссылаясь на статью 22 Закона "О бухгалтерском учете и отчетности", ответили, что по кросс-курсу Нацбанка РБ на день совершения операции. И именно на основе этого курса они исчисляют суммы налога.

Возникшая проблема затрагивает всю банковскую систему, включая Национальный банк, являющийся крупнейшим оператором валютного рынка страны. Конверсия иностранной валюты осуществляется зачастую при возникновении у банка необходимости проведения клиентских платежей в валюте, отличной от находящейся на корреспондентских счетах, а также в целях регулирования банками текущей ликвидности. Эта же проблема касается и интересов субъектов хозяйствования, занимающихся внешнеэкономической деятельностью.

Иностранные банки при совершении конверсионных операций по курсам мировых финансовых рынков не будут принимать во внимание белорусское налоговое законодательство, резонно считая, что дохода у них не образуется, и станут требовать получения от банков договорной суммы инвалюты. Это приведет к увеличению издержек банков, которые уплату налога в бюджет по этим операциям будут тем или иным образом компенсировать за счет клиентов.

Действия налоговых органов очень напоминают события более чем двухлетней давности, когда иностранная валюта для целей исчисления НДС была приравнена к товару и банки обвинялись в уклонении от уплаты НДС при реализации валюты по цене ниже себестоимости (цены приобретения). Тогда потребовались совместные усилия Национального и коммерческих банков, а также представителей науки для урегулирования вопроса. Похоже, что аналогичные усилия стоит предпринять и сейчас. Обнадеживает позиция Нацбанка, направившего соответствующие обращения в МНС и Минюст о необходимости приведения в соответствие с законодательством названной Инструкции в части исключения из подпункта 3.3 Инструкции ГНК от 2001-05-25 г. N 72 доходов от обмена одного вида валюты на другой, а также определения порядка применения норм международных соглашений при осуществлении операций по продаже валюты банками-нерезидентами на внутреннем и внешнем валютном рынках.

Подождем, чем дело закончится...
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений