Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Договор стал дороже денег. Буквально.

Беларусь нередко опережает остальное человечество в сфере регулирования хозяйственной жизни. Закон о бухучете -- единственный в своем роде.
Беларусь нередко опережает остальное человечество в сфере регулирования хозяйственной жизни. Закон о бухучете -- единственный в своем роде. Методика расчета НДС -- не имеет аналогов. В деле регистрации тоже ноу-хау: создана уникальная "систематическая систематизированная система" по регистрации зарегистрированных договоров залога и аренды. Основой системы стал Республиканский центр учета недвижимости (РЦУН).

РЦУН не хуже любой другой хозрасчетной организации укомплектован квалифицированными кадрами. Каждому, кто обратится с вопросом о правомерности и экономической обоснованности установленного порядка регистрации, там вполне корректно пояснят, как пояснили и мне, что:

-- этот орган действует в соответствии с законодательством;

-- заинтересованность исходит от контрольно-ревизионных и силовых структур, так как этот порядок существенно облегчает оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия;

-- разработка проектов законодательных актов велась Минжилкомхозом, а прейскурант, разработанный с участием РЦУН, надлежащим образом зарегистрирован.

Тем не менее как бы ни хотелось нашим чиновникам устроить себе безмятежную жизнь под лозунгом "Закон всесилен, потому что он верен" -- не выйдет. Не бывает ни идеальных, ни вечных законов. И наша практика это также подтверждает.

Ясно, что хозяйственники не могут приветствовать установленный порядок. Во-первых, стороны вышеназванных договоров были полностью удовлетворены прежним положением дел. Во-вторых, плата за регистрацию установлена совершенно произвольно.

Поясним прежний порядок залога автотранспорта, разработанный не коммунальщиками, а "силовиками"-юристами. Регистрацию договора залога осуществлял только орган, непосредственно ведающий учетом автотранспортных средств, -- ГАИ. В случае залога в учетной карточке автомобиля появляется соответствующая отметка, и тогда переоформление автомобиля на иное лицо в законном порядке становится действительно невозможным. Практически этого было вполне достаточно, чтобы предотвращать нарушения прав залогодержателя, исключать повторные залоги, а всем правоохранительным органам иметь доступ к соответствующей базе данных. Субъект хозяйствования с готовностью оплачивал (и оплачивает) работу ГАИ, поскольку за полезную работу по охране его интересов была установлена вполне разумная плата. Размер ее фиксирован и, очевидно, обоснован трудозатратами на ведение реестра и выдачу документов. Сегодня это всего 0,3 минимальной зарплаты. Если уж говорить начистоту, то эта цифра даже кажется чересчур скромной. А когда коммунальщики буквально ни за что облегчат ваш карман на 150 тыс. руб., вы окончательно убедитесь: анекдоты про "гаишников с большой дороги" стали анахронизмом.

Вся новизна действующего порядка в том, что это тот же самый порядок плюс глупая, утомительная и разорительная бюрократическая уловка. Теперь, получив свидетельство о регистрации залога на бланке ГАИ, вы направляетесь в РЦУН. И это первая неприятность: ваш путь по инстанциям существенно удлиняется, как его не измеряй -- хоть километрами, хоть человеко-днями. В стенах РЦУН вам преподносят следующий сюрприз. Ибо оказывается, что цена услуг по регистрации свидетельства ГАИ о регистрации договора залога автомобиля (!) раз в двадцать -- тридцать выше, чем в предыдущем случае. Если вы не лишились дара речи, то только из-за того, что не подозреваете о следующем "подарке": за "разрегистрацию" по окончании договора вы отдадите еще столько же. Какие же принципы положили разработчики в основу прейскуранта? В какой мере они соотносятся со здравым смыслом?

Для начала заметим: затраты РЦУН еще меньше, чем ГАИ. Здесь вас "обработают" минут за 10. Сначала -- 5 минут на расчет сбора за регистрацию. После оплаты -- еще столько же на внесение данных ГАИ в компьютер. В результате работы РЦУН у вас на руках "Свидетельство" в 4-х экземплярах. Которые нужно отнести куда?

Правильно, в ГАИ! Если вы подумаете, что экземпляр свидетельства РЦУН с отметкой ГАИ придется нести обратно в РЦУН, то будете неправы -- нести не нужно. И за это еще одно отдельное спасибо системе МВД -- они сами передадут этот экземпляр в РЦУН.

И все же, для простоты, будем считать трудозатраты на организацию и ведение параллельных реестров примерно одинаковыми. Казалось бы, и цены за услуги регистрации должны быть сопоставимы.

Однако в случае с хозрасчетным РЦУН плата за его услуги не зависит от его собственных затрат и установленной рентабельности. Расчет платы за регистрацию и "разрегистрацию" ведется при помощи хитроумных коэффициентов от размера обязательств залогодателя. Поскольку логику здесь приложить не к чему, то и разработчики прейскуранта понимают под обязательствами залогодателя даже не цену залога (хотя и это никуда не годится), а сумму тех обязательств, в обеспечение которых предоставлен залог. Например, мы взяли кредит на 20 млн. руб., предоставив в залог имущество, оцененное сторонами в 5 млн. руб. РЦУН регистрирует договор залога стоимостью в 5 млн. руб., а оплату считает от обязательств по договору кредита стоимостью в 20 млн. руб.

Искать причинно-следственные связи между себестоимостью записи в реестре РЦУН и взаимными финансовыми обязательствами иных лиц не представляется возможным. Ввиду их неопровержимого отсутствия. Может, кто-то подумает, что РЦУН с момента регистрации договора залога становится соучастником кредитного договора и несет солидарную ответственность по обязательствам кредитозаемщика? Ни в коем случае. Больше похоже на то, что кто-то из разработчиков тарифа вообразил себя солидарным кредитором с правами на получение пропорциональной части доходов по кредитному договору. Но уполномоченные органы -- Минфин, Минэкономики -- куда смотрели, когда это безобразие проходило регистрацию?

Вообще-то есть подозрение, что они сами все это и придумали, а РЦУН выбрали в качестве "козла отпущения". По всем существенным признакам нам тихонечко вменили налог на договор. Внешние атрибуты -- РЦУН, плата за регистрацию -- только вуалируют ситуацию. Но стоит вникнуть в расчет платежа, как вы увидите и налоговую базу, и налоговую ставку. Остается понять, что в обмен на эти деньги вы ничего не получаете от государства и перед вами предстает изощренное налоговое изъятие.

Кстати, ситуация с регистрацией договоров аренды помещений более удручающая, так как там налог на договор еще выше. РЦУН дублирует работу органов госрегистрации субъектов хозяйствования, контролирующих законность размещения субъекта в том или ином помещении, и налоговых органов, контролирующих законность ведения хозяйственной деятельности в том или ином месте. Самое же тягчайшее преступление в сфере аренды чужого угла -- задержка арендной платы "квартирантом".

Целесообразность дальнейшего рассмотрения данного вопроса с точки зрения здравого смысла сомнительна. Ясно одно: Беларусь неотвратимо скатывается к откровенно бюрократической модели управления экономикой.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений