$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Контроль

ДОГОВОР НА АУДИТ- ПО ПРАВИЛАМ

08.02.2011

В Министерство финансов Республики Беларусь поступают жалобы от предприятий и организаций относительно качества аудита и аудиторских заключений. Анализ материалов показывает, что качество аудита в значительной степени зависит от выполнения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность, не только аудиторами, но и субъектами хозяйствования. В целях предупреждения нарушения законодательства при заключении договоров и повышения качества аудита Минфин письмом 6.01.2011 № 15-2-11/4 «О заключении договоров на аудит достоверности бухгалтерской отчетности» обращает внимание на следующее.

Основными документами, регулирующими проведение аудита, являются республиканские Правила аудиторской деятельности, утвержденные постановлениями Министерства финансов. В соответствии со ст. 18 Закона от 8.11.1994 № 3373-ХII «Об аудиторской деятельности» республиканские правила аудиторской деятельности являются обязательными как для аудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей, так и для аудируемых лиц. Республиканские Правила аудиторской деятельности определяют порядок взаимоотношений аудиторов с заказчиками аудита. Так, в соответствии с Правилом аудиторской деятельности «Порядок заключения договоров оказания аудиторских услуг», утв. постановлением Минфина от 31.10.2001 № 106, подготовка договора на аудит начинается после предварительного ознакомления с деятельностью заказчика и включает в себя оценку трудоемкости, стоимости, сроков оказания аудиторских услуг. Причем в соответствии с Правилом аудиторской деятельности «Профессиональная этика лиц, оказывающих аудиторские услуги», утв. постановлением Минфина от 19.12.2007 № 189, аудитор обязан ознакомить заказчика с условиями выполнения задания, методикой расчета стоимости и объема оказываемых услуг, выделить для выполнения задания должное время и квалифицированных работников, обеспечить контроль качества оказываемой услуги.

В соответствии с Правилом аудиторской деятельности «Общение с руководством аудируемого лица», утв. постановлением Минфина от 5.09.2002 № 124, на стадии переговоров с руководством аудируемого лица должны быть определены и согласованы существенные условия предстоящего договора. К таким условиям, наряду с трудоемкостью, относится предварительный план аудита, планируемый уровень существенности (уровень ошибки отчетности, в пределах которой аудитор выражает свое мнение).

Если отчетность содержит искажения в пределах уровня существенности — аудитор высказывает положительное мнение о ее достоверности. В случае, когда выявленные искажения превышают уровень существенности, в аудиторском заключении выражается мнение, отличное от безусловно положительного. В соответствии с Правилом аудиторской деятельности «Существенность в аудите», утв. постановлением Минфина от 6.03.2001 № 24, установленный аудиторской организацией уровень существенности применяется при определении характера, сроков проведения и объема аудиторских процедур. Планируемый уровень существенности может отличаться от окончательного, поэтому их согласование является обязательным при заключении договора и выдаче аудиторского заключения. Невыполнение данного требования приводит к тому, что заказчик не может доказать факт некачественного оказания услуг аудиторами и привлечь их к ответственности.

Аудиторская организация должна разработать, документально оформить и согласовать с заказчиком предварительный план, в котором будет расшифрован предмет договора (перечень аудируемых вопросов), определена трудоемкость аудита. Более детальное планирование аудиторы осуществляют в соответствии с Правилом аудиторской деятельности «Планирование аудита», утв. постановлением Минфина от 4.08.2000 № 81.

При заключении договоров имеет место ограничение заказчиками объема аудита, что приводит к снижению его качества. Поэтому для оценки объема аудита (трудоемкости) заказчик обязан до заключения договора предоставить аудиторам необходимую информацию. В соответствии с Правилом аудиторской деятельности «Разъяснения, предоставляемые руководством аудируемого лица», утв. постановлением Минфина от 11.03.2002 № 35, аудиторская организация должна сформулировать перечень сведений, которые необходимо получить от предполагаемого субъекта аудита.

Таким образом, обязанностью заказчиков аудита является предоставление аудиторам информации, необходимой для оценки объема (трудоемкости) аудита. Заказчики также не имеют права оказывать влияние на независимость аудиторов и ограничивать минимально необходимый объем (трудоемкость) аудита. В свою очередь, аудиторы обязаны согласовать с заказчиком и по его требованию оформить следующие приложения к договору: перечень аудируемых вопросов с расчетом их трудоемкости, планируемый расчет уровня существенности с указанием метода расчета, расчет аудиторских рисков.

Особое внимание следует обратить на доказательное обоснование трудоемкости аудита и уровня существенности, так как аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности выдается только относительно существенных аспектов. В настоящее время в республике существуют программные продукты, позволяющие при заключении договоров оценить существенность, трудоемкость и стоимость аудита, аудиторские риски.