$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Транспорт

Доедет ли белорусский электромобиль до рынка

11.09.2017

Шумная презентация экспериментального образца белорусского электромобиля, созданного на базе серийной машины Geely SC7 белорусской сборки, которая прошла 22 августа, вызвала немало вопросов.

Главным из них, несомненно, является не способность белорусских ученых создать электромобиль – в этом теперь никто не сомневается, а коммерческие перспективы данного проекта. Удовлетворят ли заявленные параметры создаваемого электрокара и его цена возможных потребителей, насколько он будет востребован на внутреннем и внешних рынках?

Пока белорусские автомобили марки Geely особой популярностью у покупателей не пользуются, В частности, за 7 месяцев т.г. в Беларуси произведено 1600 автомобилей этой марки, и уже сейчас очевидно отсутствие серьезного спроса на них на российском рынке – за тот же период там продано лишь 1300 машин. И это при уже объявленном в прогнозе правительства на 2018 год увеличении производства легковых автомобилей до 25 тыс. штук.

Принимая во внимание высокую конкуренцию, продать столько машин в следующем году на внешних рынках – цель явно недостижимая. Вряд ли спасет ситуацию и включение автомобилей данной марки в программы по обновлению автопарка госорганов, а также «рекомендации» властей по их использованию в качестве такси, При этом покупатель-частник от белорусско-китайского «изделия» продолжает отворачиваться, несмотря на все программы льготного кредитования. И преодолеть расхожее мнение, что «приличный автолюбитель за руль китайского автомобиля не сядет», будет достаточно сложно.

Не постигнет ли будущий белорусский электромобиль судьба его бензинового «собрата»? Разработчики экспериментального образца уверены, что нет.

Так, председатель президиума НАН Беларуси Владимир Гусаков сообщил, что пока автомобиль «выдает» 100–120 км пробега после одной зарядки, при этом достигает скорости 100–120 км/ч. Однако в ближайшее время планируется увеличить пробег до 200–300 км, а максимальную скорость – до 150 км/ч. Весит электрокар 1,3 т, его вместимость – 5 человек, привод – передний. Заряжается он либо 6 часов от обычной розетки в 220 вольт, либо 3–4 часа от 380 вольт. При этом зарядка на 100 км при нынешних тарифах должна стоить всего 2–3 BYN, а с пуском белорусской АЭС их обещают снизить.

Единственный покупной элемент электрокара – суперконденсатор (накопитель электроэнергии для движения): конкурс на их поставку выиграла российская компания «Энер зэт». Как заверяют представители НАН Беларуси, вся остальная электросистема представленного автомобиля разработана белорусскими учеными и локализована в нашей стране.

При этом в Беларуси даже возникла конкуренция среди производителей по организации серийного производства электрокара. «Рассматривается возможность организации конвейерного цеха на базе НАН Беларуси, БелАЗа, «Белкоммунмаша». Надо посчитать, где это выгоднее. Но то, что белорусский электромобиль будет, — однозначно», – уверен В. Гусаков.

И стоить он должен сравнительно немного. Цена самого дешевого – народного – варианта должна, по словам ученого, составить 10–14 тыс. USD (в зависимости от комплектации). Для состоятельных потребителей разработают другую модель – ценой до 20 тыс. USD, а для богатых – еще одну, премиум класса (которая уже будет сравнима по цене с электромобилем Tesla)

Кроме того, поставлена задача освоить производство суперконденсаторов в Беларуси. Причем здесь тоже возможны варианты – использовать возможности нового завода по сборке суперконденсаторов для электротранспорта, который китайская компания «Чэнду Синьджу Шелковый Путь Развитие» планирует сдать к концу года в индустриальном парке «Великий камень» (см. «Белорусские суперконденсаторы китайского происхождения»), либо внедрить инновационные отечественные разработки в этой сфере.

Оказывается, в НПЦ НАН Беларуси по материаловедению еще в 2004 году создан новый уникальный и эффективный материал, который может послужить основой для суперконденсаторов. Замгенерального директора Объединенного института машиностроения НАН Беларуси Олег Еловой пояснил, что традиционно аккумуляторы изготавливаются на основе чрезвычайно дорогого лития, а белорусские ученые предлагают использовать для этих целей даже не модный в последние годы графен, представляющий собой особую модификацию углерода, который тоже недешев, а некий графеноподобный материал. «У нас получился простой, быстрый и дешевый метод его получения. Есть наработки и по накопителю энергии, есть и опытные образцы суперконденсатора», – рассказал Валерий Федосюк, гендиректор НПЦ по материаловедению.

Итак, возможно, полная локализация белорусского электромобиля уже не за горами. А при заявленной цене он может быть вполне конкурентоспособным, особенно для городских и пригородных поездок. Особенно если удастся устранить очевидные недостатки в его конструкции – убрать батарею, занимающую сейчас большую часть  багажника, под днище авто (как сделано в Tesla), увеличить пробег, снизить время разгона до 100 км/ч (сейчас его оценивают лишь в 9,5 секунд) и время зарядки батареи. А учитывая поддержку, которую этому проекту оказывают «на самом верху», можно ожидать, что белорусский электромобиль «доедет до рынка» вполне успешно.

При этом электромобили не будут востребованы, если не решить вопрос с наличием зарядных станций. Здесь также наблюдаются определенные сдвиги к лучшему – согласно проекту программы развития электротранспорта к 2025 году должно быть построено 262 таких станций, из которых 87 мест для зарядки должны быть введены в эксплуатацию уже в этом году.

Помочь решить эту проблему готово ПО «Белоруснефть», которое в настоящее время обладает крупнейшей сетью автозаправок в стране. Уже сейчас на них действуют 8 зарядных станций для электромобилей (3 из них введены в эксплуатацию в августе 2017 г.). В текущем году появятся еще 7 станций, а к началу 2021 года их станет 40, причем расстояние между ними не будет превышать 50 км. Таким образом, все основные автомагистрали будут электрифицированы.

Автор публикации: Максим СОКОЛОВ