$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Добудем бензин из угля

21.08.2007

Автомобильное топливо можно синтезировать из бурых углей. Беларусь, не имея достаточных природных запасов нефти, располагает богатыми месторождениями этого сырья — более 1,5 млрд. т. Использование технологий нового производства моторного топлива даст возможность стране заместить 7-8% импортируемой ныне нефти.

Моторное топливо из угля получают давно, рассказал начальник отдела регулирования и использования природных ресурсов Минприроды Владимир Варакса. Лидером в данных технологиях является южно-африканская компания «Sasol». В ЮАР, где нет запасов нефти, уже 12 лет производят моторное топливо из бурого угля, получая до 12 млн. т бензина и солярки, ровно столько, сколько необходимо этой стране, чтобы не закупать нефть за рубежом… И Беларусь вполне может использовать наработанные в ЮАР технологии.

Институт геохимии и геофизики НАН РБ ведет подготовку технико-экономического обоснования целесообразности разработки белорусских месторождений бурого угля. Уже закончена разведка месторождений общим объемом 150 млн. т. Согласно расчетам, в результате освоения только Житковичского месторождения уже через 8-10 лет можно получить до 600 тыс. т моторного топлива (при условии добычи 4,4 млн. т угля в год). Предполагается, что проект окупится через 5 лет.

Но, кроме экономического и технического обоснований, столь масштабный проект требует всестороннего учета возможных экологических последствий. Основные месторождения угля — Житковичское, Бриневское и Тонежское — находятся в Гомельской области, в пойме Припяти. Добыча карьерным способом может привести к снижению уровня воды в реке и вызвать нарушение экологического равновесия в Национальном парке «Припятский».

Можно ли обезопасить Припять от последствий промышленного освоения месторождений угля? Экологи на этот вопрос отвечают утвердительно.

«Просто параллельно с разработкой месторождения нужно провести целый комплекс природоохранных мер, — говорит Владимир Варакса. — Это мировая практика. Например, в Германии в 500 м от границы с Польшей разрабатывается месторождение угля. Глубина карьера — 120 м. Но благодаря возведению в грунте соответствующей международным стандартам водозащитной стены разработки никоим образом не сказываются на экологии территории, в т.ч. польской. Там из нескольких сотен скважин в сутки откачивается более 20 тыс. м3 воды. Если все будет просчитано и приняты соответствующие меры, мы также сможем избежать экологических проблем».

Проект уже вызвал интерес со стороны потенциальных инвесторов. По нашей информации, одним из них является холдинг «PolarStars», который зарегистрирован в Люксембурге. Он предлагает инвестировать в освоение месторождений бурого угля с дальнейшей организацией производства моторного топлива более 2 млрд. USD. Минприроды вело переговоры с потенциальными инвесторами из Германии, Чехии, Польши, Китая. Правительство рассмотрело возможность покупки технологии производства моторного топлива из бурого угля у вышеупомянутой компании «Sasol» (ЮАР) или создания с ней совместного предприятия.

На взгляд экспертов, буро-угольный проект, скорее всего, будет отдан зарубежному инвестору не весь. Инвестиционная политика крупных отраслей большинства стран (в том числе нашей) заключается в том, чтобы оставить за собой большую часть объектов добычи. Тем более, что речь идет о таком амбициозном проекте.

Тамара МАРКИНА