Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2663
EUR:
3.4803
RUB:
3.4903
Золото:
252.19
Серебро:
3.05
Платина:
104.91
Палладий:
112.36
Назад
Страхование
02.07.2010 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ДОБРОВОЛЬНО-ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

С 1 июля у владельцев транспортных средств, обязанных по законодательству страховать гражданскую ответственность, появилась возможность заключать комплексные договоры внутреннего страхования, одновременно касающиеся как гражданской ответственности, так и имущества автовладельцев-страхователей. Это предусматривает Указ от 23.10.2009 № 519, который внес изменения в Положение о страховой деятельности (утв. Указом от 25.08.2006 № 530).

С 1 июля у владельцев транспортных средств, обязанных по законодательству страховать гражданскую ответственность, появилась возможность заключать комплексные договоры внутреннего страхования, одновременно касающиеся как гражданской ответственности, так и имущества автовладельцев-страхователей. Это предусматривает Указ от 23.10.2009 № 519, который внес изменения в Положение о страховой деятельности (утв. Указом от 25.08.2006 № 530).

Воспользоваться новой «опцией» смогут лишь резиденты Республики Беларусь — физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели. Нерезиденты, временно находящиеся на территории нашей страны, как и прежде, обязаны будут заключать договоры внутреннего страхования гражданской ответственности.

Преимущество новых договоров в том, что при наступлении страхового случая (ДТП) компенсация будет выплачиваться не только потерпевшей стороне, но и застрахованному виновнику аварии. Исключение составят лишь случаи, если транспортным средством, на которое оформлен полис, управляло лицо в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (в т.ч. если эти вещества приняты после ДТП), если у водителя не было права на управление ТС или если машина использовалась в целях обучения вождению.

В целом страховому возмещению подлежит вред, причиненный жизни, здоровью и (или) имуществу (в т.ч. дорогам, дорожным сооружениям, техническим средствам регулирования дорожного движения и иным объектам) потерпевшего, а также имущественный вред, вызванный повреждением или уничтожением ТС резидента РБ, заключившего комплексный договор внутреннего страхования. При этом не подлежат возмещению моральный вред, упущенная выгода либо утрата товарной стоимости ТС.

Размер страхового взноса по комплексным договорам будет устанавливаться дифференцированно в зависимости от типа транспортного средства, его технических характеристик, сроков страхования и риска. Кроме того, страховые компании скорректируют сумму с учетом местонахождения (местожительства) владельца ТС, его возраста и стажа вождения, а также аварийности использования по системе «бонус-малус» в соответствии с Указом от 25.08.2006 № 531 «Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования». Комплексные договоры внутреннего страхования могут заключаться на срок от 6 месяцев до года, однако скидка со страхового взноса в зависимости от аварийности использования ТС применяется только по договорам на год.

Если страхователь в период действия договора внутреннего страхования (договора комплексного внутреннего страхования) начал использовать свое транспортное средство в качестве такси или для перевозки пассажиров в регулярном сообщении либо увеличил страховой риск по другим причинам, он должен подать страховщику соответствующее заявление и доплатить причитающуюся часть страхового взноса.

Страхователь вправе выбрать страховщика, имеющего согласно законодательству основания для заключения соответствующего вида договора страхования (сейчас это 6 компаний — Белгосстрах, Белкоопстрах, Белнефтестрах, Белэксимгарант», Промтрансинвест и ТАСК), а страховщик не может отказать страхователю в его подписании.

Для заключения комплексного договора внутреннего страхования владелец ТС обращается к страховщику с заявлением и представляет технический паспорт либо иной документ, подтверждающий право на владение машиной, а физическое лицо также представляет документ, удостоверяющий личность. При этом страховщик производит осмотр транспортного средства с составлением соответствующей справки.

Страхователь не вправе одновременно заключать договор по страхованию гражданской ответственности владельца ТС и комплексный, а все последующие договоры, заключенные в период их одновременного действия, будут признаваться недействительными. После 1.07.2010 г. перейти на комплексный договор можно будет лишь по истечении действующего договора внутреннего страхования (а заключить его не ранее чем за месяц до истечения срока действующего). Причем, если за этот период произошел страховой случай, то страхователь обязан доплатить страховой взнос исходя из корректирующего коэффициента аварийности использования ТС.

Лицо, претендующее на получение страхового возмещения, обязано в течение 5 рабочих дней со дня ДТП письменно заявить о нем страховщику либо в Белорусское бюро по транспортному страхованию. После получения заявления страховая компания (бюро) обязана выплатить страховое возмещение в течение 5 дней в случае, если участники ДТП не вызывали для его оформления сотрудников ГАИ, и в течение 20 дней, если вызывали. При этом определение размера вреда в результате ДТП производится специалистами страховщика (бюро), имеющими специальную подготовку, в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня осмотра транспортного средства.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО

По ту сторону

Игроки рынка добровольного страхования опасаются, что появление нового вида договоров, сочетающих в себе одновременно обязательное страхование ответственности и добровольное имущества, может усложнить и без того проблемную работу в сегменте автокаско. Напомним, в 2009–2010 гг. соотношение сборов и выплат по добровольным видам автострахования приблизилось к 100%, в результате чего некоторые страховщики, в чьих портфелях доминировали данные услуги, начали нести убытки. Отвлечение части клиентов на новый вид комплексных договоров способно усугубить ситуацию, тем более что автокаско и комплексные договоры внутреннего страхования изначально находятся в разных «весовых категориях» — козырем последних является наличие обязательного вида страхования. Конкурентной борьбы на равных между 6 компаниями, допущенными к комплексным договорам, и остальными участниками рынка может не получиться.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by