Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Факты, комментарии
24.10.2014 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ДОБРОЕ СТАРОЕ ТУНЕЯДСТВО©

На совещании по вопросам занятости и миграции Президент Беларуси Александр Лукашенко поручил до 1 января 2015 г. разработать систему мер по искоренению иждивенчества и тунеядства. Таким образом, власти вернулись к идее, бурно обсуждавшейся год назад, которая, казалось, забыта за множеством других важных дел.

и стаж для пожилого возраста

На совещании по вопросам занятости и миграции Президент Беларуси Александр Лукашенко поручил до 1 января 2015 г. разработать систему мер по искоренению иждивенчества и тунеядства. Таким образом, власти вернулись к идее, бурно обсуждавшейся год назад, которая, казалось, забыта за множеством других важных дел.

По мнению белорусских властей, экономические трудности страны во многом обусловлены демографическими проблемами. В ряде отраслей и на некоторых предприятиях наблюдается дефицит рабочей силы, тогда как в других — ее избыток. При этом основное количество вакансий сосредоточено в крупных городах, в которые идет отток трудоспособного населения из села и небольших городов. Вряд ли можно противостоять этой всеобщей тенденции урбанизации, тем более что, как признал Президент, в республике нет эффективного механизма межотраслевого и межрегионального перераспределения рабочей силы. Поэтому ставится задача сохранения и приумножения трудовых ресурсов, причем незамедлительно.

По мнению А.Лукашенко, решать проблему нужно прежде всего не за счет внешней миграции, а закреплением собственных кадров. Между тем число белорусов, работающих за границей, растет. Однако «стоит помнить, что открытая политика, направленная на привлечение трудовых мигрантов, как показал опыт Европы, не всегда бывает успешной, — заявил глава государства. — Если не хотим межнациональных конфликтов у себя в стране, то надо задействовать белорусских граждан на полную катушку, а не плодить иждивенчество среди своих и привлекать иностранную рабочую силу на так называемую непрестижную работу».

В ходе совещания, как и год назад, встал вопрос о 500 тыс. не задействованных в экономике страны гражданах. Если отбросить 100 тысяч домохозяек и работающих на собственном подворье, остается 400 тыс. неизвестно чем занимающихся и непонятно за чей счет живущих. А потому Президент призвал «именем революции» вовлечь эту армию иждивенцев в работу и «прекратить раздавать бесплатно блага тем, кто не работает». Соответствующие предложения должны быть готовы до конца года.

Работа по обеспечению необходимой мобильности рабочей силы уже начата, доложил заместитель премьер-министра Анатолий Тозик. Добиться этого власти намерены путем сокращения строительства жилья с господдержкой и увеличением возведения доступного по цене арендного жилья с соответствующей поддержкой многодетных семей и других нуждающихся. По мнению вице-премьера, чтобы население лучше работало, необходимо создать экономические стимулы, скорректировать социальную политику, уточнить государственные социальные стандарты, пересмотреть нормы труда. Все это, по мнению А.Тозика, позволит повысить номинальную зарплату в Беларуси до уровня соседних стран. А чтобы граждане не уклонялись от работы на благо государства, правительство подготовило проект нормативного акта. Предлагается увеличить минимальный трудовой стаж с уплатой обязательных страховых взносов в фонд социальной защиты населения для назначения трудовых пенсий с 10 до 15 лет, а при расчете пенсий брать за основу последние 20 лет стажа. При отсутствии требуемого общего и страхового стажа работы предложено повысить возраст для обращения за социальной пенсией на 5 лет: до 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин, а возможно, 65 лет для всех. Кроме того, А.Тозик призвал определить перечень бесплатной минимальной помощи для тех, кто не платит подоходный налог и отчисления в фонд соцзащиты.

По сути речь идет о существенном изменении белорусской пенсионной системы, которая буквально трещит из-за сокращения трудоспособного населения, и увеличения продолжительности жизни (см. таблицу). Но вместо реформы и создания индивидуальных накопительных счетов, как неоднократно предлагали бизнес-союзы и международные организации, власти считают достаточным вынудить граждан работать дольше. В придачу разнообразные креативные методы уменьшения пособий по временной нетрудоспособности и расширения базы обложения взносами в ФСЗН позволят хотя бы частично пополнить бюджет фонда.

Действительно, как просто: если уж люди за последнее десятилетие приноровились жить на 3–5 лет дольше, то пусть проведут это время с пользой для государства и меньшими расходами для пенсионной системы, сохраняющей унаследованные со времен СССР уравнительно-распределительные подходы. Было бы логично в рамках предлагаемого усовершенствования минимизировать и условия выхода на пенсию госслужащих — но об этом на совещании, кажется, речь не шла.

Для неработающих граждан, которые в прежние времена назывались тунеядцами, МВД инициирует введение административной ответственности, в т.ч. принудительное трудоустройство. А.Лукашенко поддержал это предложение. «Хотите вернуть понятие «тунеядство» — возвращайте. Это будет понятнее для народа, — сказал он. — Не надо ничего доброго, что было в советские времена сделано, отбрасывать, в том числе и терминологию».

«ДОБРЫМ», видимо, следует считать ст. 12 Конституции СССР 1936 г., гласившую, что «труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест», указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 4.05.1961 «Об усилении борьбы с лицами (бездельниками, тунеядцами, паразитами), уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни», а заодно ст. 209 советского УК, по которой лишением свободы на срок до 2 лет или исправительными работами на срок от 6 месяцев до 1 года каралось ведение паразитического образа жизни. Под последним понималось уклонение от общественно полезного труда и проживание на нетрудовые доходы более 4 месяцев подряд или в общей сложности в течение года. При этом под «общественно полезным» понимался лишь труд в санкционированной государством форме. Самодеятельный же труд разрешался только в свободное от «общественно полезного труда» или учебы время, иначе он приравнивался к тунеядству.

Теперь же МВД Беларуси предлагает привлекать людей к труду, и поправлять бюджет с помощью наложения штрафов на «совершеннолетних трудоспособных постоянно проживающих на территории Беларуси граждан, которые более 6 месяцев в течение года уклоняются от финансирования государственных расходов (путем уплаты налогов, сборов и иных платежей)». А для злостных уклонистов предусмотреть арест с обязательным привлечением к труду.

АВТОРЫ этой идеи заверяют, что здесь нет возврата к прошлому. Отличия действительно есть. «Антиобщественный образ жизни», осуждавшийся полвека назад, подразумевал и получение «нетрудовых доходов», которые уже 23 года как признаются вполне законными — при соответствующей регистрации и уплате налогов. Так что современные рантье и фрилансеры могут не беспокоиться. Сегодня государство радеет не о морали строителей коммунизма, а о латании дыр в бюджете, порожденных чрезмерными госрасходами «рыночного социализма». Бесспорно, ст. 56 Конституции обязывает граждан РБ принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей. Но способ участия здесь не регламентирован. Любой пьяница косвенно вносит свою лепту в пополнение казны, ибо 2/3 стоимости потребляемого им алкоголя — НДС, акцизы и другие налоги. С другой стороны, Конституция гарантирует нам право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения, доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования, причем эти права не ограничиваются какими-то условиями, в т.ч. по уплате налогов. Интересно, как чиновники собираются разделять минимальный набор социальных услуг, причитающихся всем, и дополнительный, оказываемый добросовестным налогоплательщикам? Будем лечить больных и учить детей при наличии справки об уплате налогов, а лучше — пропорционально внесенным в казну суммам?

Кстати, термин «тунеядство» придуман отнюдь не в СССР — он образован слиянием древнерусских слов «туне» (даром, бесплатно) и «ясти» (есть). Советский новояз обогатил нашу речь термином «БОРЗые» (от аббревиатуры «без определенного рода занятий», употреблявшейся в официальных документах). А идея принудительного приобщения праздношатающейся публики к полезному труду активно внедрялась еще в XIX веке в Англии через систему печально известных «работных домов».

МОЖНО поспорить, что больше «напрягает» трудящихся — затраты казны на лечение бомжей (причем, сумма первых и число вторых неизвестны) или бюджетные расходы на содержание армии чиновников, неэффективных госпредприятий и разнообразные имиджевые проекты. Тем более что добросовестность налогоплательщика нисколько не улучшает для него качество бесплатных благ, предоставляемых государством, и не избавляет от потребности все чаще и чаще платить за медицинские услуги, обучение и т.д. из своего кармана.

Еще сомнительнее выглядит предложение ареста злостных уклонистов с обязательным привлечением их к труду. Можно напомнить, что Конвенцией СНГ «О правах и основных свободах человека» от 26.05.1995 г., Конвенцией МОТ № 105 «Об упразднении принудительного труда», ратифицированными нашей страной, а также ст. 13 Трудового кодекса РБ запрещается принудительный труд, в частности, в качестве средства политического воздействия или воспитания, метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития, а также средства поддержания трудовой дисциплины. Но даже если игнорировать международные обязательства и очередные пятна на имидже страны, то стоит подумать о сугубо практических аспектах. С «асоциальных элементов» штрафы взыскивать бесполезно, а расходы на то, чтобы заставить их работать, могут оказаться больше, чем результат такой работы. Те же, кто занят в теневой экономике или ездит на заработки за границу, найдут десятки способов избежать штрафов, обзаведясь формальным местом работы. Так что финансовый результат борьбы с тунеядством, пожалуй, будет отрицательным — слишком много сил и бюджетных средств она потребует.

Леонид ФРИДКИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений