$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Социум

Доброе имя на глобусе

25.05.2010

Конгресс по продвижению и развитию городов, состоявшийся недавно в Москве, продемонстрировал, как стремительно в мире растет конкуренция между регионами. Активность, проявляемая здесь россиянами, резко контрастирует с ситуацией в Беларуси.

Анатолий АКАНТИНОВ, председатель Гильдии маркетологов

Регионы и города конкурируют друг с другом за инвестиции, туристов, кадровые ресурсы, рост экспортного потенциала, развитие инфраструктуры и архитектуры города, эффективную работу ЖКХ. И все это ради тех, кто проживает на этих территориях. Многие города меняются в зависимости от конкурентной среды, своего потенциала и возможностей. В условиях глобальной конкуренции, кризиса и свободы перемещения капиталов и кадров каждая страна, регион стараются быть более привлекательными.

Например, Калужская область с населением около 1 млн. человек и площадью 26,8 тыс. км2 только в 2009 г. смогла привлечь свыше 1,1 млрд. USD прямых иностранных инвестиций. Здесь размещены производства таких крупнейших ТНК, как Samsung (объем инвестиций 237 млн. USD), Volkswagen (750 млн. EUR), PSA Peugeot-Citroёn (300 млн. EUR), Nestle, L’Оreal, SAB Miller и др. В регионе образовались три кластера: автомобилестроение, биотехнологии и фармацевтика; ядерная медицина. Создана Корпорация развития области — государственный оператор по созданию индустриальных парков и развитию инженерной инфраструктуры, в составе которой — логистическая компания и агентство по региональному развитию. Достигнутый мультипликативный эффект — на 1 рубль госвложений привлечено более 15 рублей частных инвестиций. Рецепт успеха — в простой формуле: вместо волокиты — административная поддержка, вместо бюрократии — прозрачное законодательство, вместо ограничений — свобода выбора, вместо изоляции — объединенная проектная команда. К услугам инвесторов вся необходимая инфраструктура. Никаких скрытых и непредвиденных расходов нет.

Администрация области делает все возможное для беспрепятственной работы инвесторов, исключила любые посреднические звенья. Даже столь сложные проекты, как автомобильное производство, запускаются за 9–12 месяцев.

Этот опыт напоминает мне об упущенных Беларусью возможностях.

Все флаги в гости к нам

Одним из направлений развития страны и ее городов являются события и услуги. Мероприятия, способные привлечь зарубежных туристов, дают уникальный шанс для позиционирования территории, роста ее экономики и благосостояния населения. Постепенно развивается производство и экспорт различных услуг, в частности, туристских, приходят инвестиции, растет промышленность.

Общий объем поступлений от международной конгрессной деятельности в 2008 г. в мире составил около 12 млрд. USD, было проведено около 7,5 тыс. мероприятий. Лидерами по количеству проводимых конгрессов являются Вена (139 и 70 тыс. участников), Париж (139 и 74 тыс.), Барселона (136 и 82 тыс.), Сингапур (118), Берлин (100 и 106 тыс.), Будапешт (95). Заметим, средняя стоимость регистрации одного участника конгресса — около 500 USD, а расходы на 1 делегата — более 2 тыс. USD. Добавим транспортные, гостиничные, полиграфические услуги, выставочные площади, дополнительные доходы розничной торговли и общепита, индустрии развлечений. Организация подобных мероприятий позволяет достичь множества целей: повысить имидж страны и информированность о ней, а также привлечь финансовые ресурсы. Надо только внимательно изучить и реализовать возможности маркетинга событий и услуг.

Вместе весело шагать

Партнерство власти, бизнеса и населения — значимый ресурс, которым нельзя пренебрегать. Именно поэтому актуальны вопросы частно-государственного партнерства, коммуникаций с населением. Так, в России строительство бизнес-центров без учета мнения горожан постоянно сталкивается с их сопротивлением и задержками. Но разъяснительная работа позволила преодолеть эти препятствия. Неудивительно, что в Швейцарии такие вопросы выносят на референдумы, а в польском городе Радом создан пункт аудиопочты, где каждый житель может высказать свое мнение о планах развития города.

Актуальность формирования позитивного имиджа Беларуси уже признана. К нему привлечены зарубежные эксперты, создана межправительственная рабочая группа, разрабатывался логотип страны. Маркетинговая стратегия продвижения Беларуси важна для разных целевых групп — населения, бизнеса, инвесторов, туристов, торговых и политических партнеров. Влияние на каждый сегмент требует различных программ продвижения.

Городу и миру

При разработке маркетинговой стратегии и позиционирования следует учитывать роль разных территорий в мировой экономике. Российский фонд «Институт экономики города», изучив 120 городов в 22 странах по форме типологии, определил 8 групп: города — лидеры и предприниматели (по 4 типа), музеи (7), посредники, проводники, перекрестки (5 типов), города развлекательные (11), священные (1), умные (3 типа) и экзотические (5 типов). Каждый из этих типов делится на различные категории. К какой из них отнести Минск и другие белорусские города?

Брендирование городов и стран строится на 5 основных составляющих, которые должны гармонично сочетаться: управление, инфраструктура, пространство, «поведение» (атмосфера) и продвижение. Для последнего (в туризме и т.п.) проводятся специальные акции, разрабатываются запоминающиеся слоганы.

У нас принято немало программ социально-экономического развития по различным направлениям. Но конкуренция требует сегодня еще и маркетингового подхода к развитию городов и стран. Так, для расширения экспорта необходимо продвижение национального бренда. Ведь в той же России наши товары — трикотаж, мебель, продукты, тракторы — воспринимаются именно как белорусские. Это слово — бесценный и в то же время недорогой ресурс нашей экономики. Его нужно умело применять. Например, ввести стандарт использования, разработать логотип (знак качества), оформить вывески магазинов в едином фирменном стиле, в т.ч. с элементом франшизы. Есть множество различных маркетинговых ресурсов, которыми можно воспользоваться.

У Беларуси есть все предпосылки, чтобы занимать достойное место в мировой экономической системе. Надо лишь умело воспользоваться ими, создав соответствующую маркетинговую стратегию.

Имидж и благополучие страны заключаются в доверительном и всестороннем участии всех сегментов общества: власти, бизнеса и населения. Для реализации этой стратегии Беларуси нужны простые, понятные и доступные условия и правила. Их создание — процесс не быстрый, но неизбежный, если мы хотим получить достойный уровень жизни для себя.