$

2.1204 руб.

2.4136 руб.

Р (100)

3.2021 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Туризм

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ:©

03.01.2014

маркетинг стола и дома

Текущий год Указом от 27.12.2013 № 573 объявлен Годом гостеприимства — в целях развития туризма, создания современной туристической инфраструктуры, учитывающей географическое положение, природные, исторические и культурные богатства Республики Беларусь, воспитания у граждан патриотической гордости и уважения к Отечеству. Первым испытанием в решении этих задач станет чемпионат мира по хоккею. Очевидно, что это событие для Беларуси — не только спортивное, но также имиджевое, экономическое и политическое. Подготовка к столь значимому событию включает в себя много аспектов, среди которых основная нагрузка ляжет на рестораторов и отельеров, поставщиков и смежников. О том, какие испытания их ожидают, рассказывает бывалый турист и специалист индустрии гостеприимства с 25-летним стажем Андрей ПАРАМОНОВ.

Можно не сомневаться, что участники чемпионата будут размещены с надлежащим комфортом. Но что ждет гораздо более многочисленных болельщиков и туристов? Дело тут даже не в том, успеют ли полностью подготовить к заселению весь предполагаемый номерной фонд. Нужно правильно понимать, кто и зачем приедет в Минск. VIP–персон, которым ЦентрКурорт предлагает особые пакеты, среди гостей не так уж много. В основном приедут не такие богатые, как принято считать, россияне и украинцы, но и рядовые болельщики из Европы и Америки, которые, особенно молодежь, тоже не слишком состоятельные. Они привыкли считать каждый цент, но желают тратить его на достаточно качественные услуги, даже если едут в Минск пить пиво, смотреть хоккей и развлекаться. В эту программу никак не входит поиск продуктов по магазинам и готовка еды. Окажутся ли для них привлекательными фан-деревня с номерами от 10 до 40 USD, оборудованными кухнями, и студенческие общежития?

Можно понадеяться на сдаваемые горожанами внаем квартиры. Но в Минске они обходятся примерно в 100 USD в сутки. В Европе цены на отели и продукты питания ниже белорусских примерно вдвое, а в хостелах можно переночевать за 3 EUR. Но ближайшие такие заведения находятся в Вильнюсе, до которого от Минска всего 2–3 часа езды. Кстати, на чемпионате мира по футболу в Украине многие иностранные болельщики останавливались в Польше, откуда ездили на матчи автобусом и обратно, тогда как заполняемость украинских отелей оставалась довольно низкой.

Между тем в Минске, как ранее в Украине, по рекомендации международной спортивной федерации стали дополнительно строить 4–5-звездочные отели. Зачем и кому это выгодно — рассматривать не будем. Но, с одной стороны, от выполнения подобных рекомендаций зависело, быть ли в Беларуси чемпионату, а с другой — такие отели не будут загружены ни во время чемпионата, ни после него. А вот реальную конкуренцию уже имеющимся минским гостиницам той же категории они однозначно составят.

Понятно, что предстоящий чемпионат мира для Беларуси — проект намного более политический, чем экономический. Но, учитывая опыт проведения подобных мероприятий, совершенно не обязательно наступать на те же грабли, как, скажем в Греции или ЮАР. Ведь чемпионат закончится, а экономические вопросы станутся. Поэтому было бы ошибкой не думать о перспективе дальнейшего развития белорусской индустрии гостеприимства, туристической привлекательности страны в целом. 2–3-звездочные гостиницы требуются Минску гораздо больше. Именно они были бы максимально востребованы во время чемпионата и в будущем — особенно, если грамотно прорекламировать туристическую привлекательность Беларуси.

Очевидно, что в оставшиеся до начала чемпионата сроки бюджетные отели возведены не будут. И тут, как мне кажется, совершенно напрасно упущен из вида сегмент автокемпингов. Они были бы огромным плюсом, несмотря на то что Минск равноудален от всех соседних стран в среднем на 300 км. В Европе автотуризм давно и хорошо развит, активно развивается он и в России. Такой вид туризма интересен, познавателен и малобюджетен для потребителей и организаторов, приносит стабильный доход. Его концепция прекрасно вписывается в белорусскую программу развития экотуризма. Развитая сеть автокемпингов способна привлечь и разместить в стране множество туристов со всего мира — если только создавать ее по цивилизованным стандартам. Помимо автокемпингов на трассах, ведущих в сопредельные страны, и в предместьях крупных городов стоит организовать сеть проката домов на колесах, благо, они производятся в Беларуси. Это был бы хозяйский и умный подход к развитию местной индустрии гостеприимства. Во время крупных культурных и спортивных мероприятий грамотно созданные автокемпинги могут решить проблемы размещения и перемещения гостей.

Критическая ситуация с организацией питания. Исходя из качественной оценки ожидаемых гостей, наибольшим спросом будут пользоваться фаст-фуд и стрит-фуд: хот-доги, гамбургеры, сэндвичи, пицца. Но в Минске воскресным вечером не попасть ни в одну из битком забитых молодежью пиццерий, ни в суши-бары, Макдоналдсы, которых в городе можно пересчитать по пальцам. Таких заведений в столице явно не хватает, а формат уличного питания практически отсутствует. Можно гарантировать, что, случись наплыв гостей, многие из них будут метаться по городу в поисках дешевых сосисок и пива, многоязычно ругаясь от голода. Выходом мог бы стать массовый вывоз на улицы (хотя бы на время чемпионата) производимых в Беларуси прицепов для стрит-фуда. Их стоило бы предложить предпринимателям в аренду за символическую плату или безвозмездно. Также необходимо разрешить ресторанам возведение летних площадок, чтобы увеличить количество посадочных мест.

На время чемпионата придется побеспокоиться и о товарных запасах. Сегодня нередко даже в лучших ресторанах столицы можно столкнуться с отсутствием в наличии чуть ли не половины указанных в меню блюд и напитков, причем из последних обычно имеются лишь самые дорогие. Стоит обратить внимание и на оформление меню. Дело не только в разных размерах (от крохотных флаеров до едва ли не газетного формата). Для иностранцев будет вполне достаточно классического вида меню с обязательным дублированием названий на английском. Особый «вынос мозга» для туриста — цены в белорусских рублях: зарубежным гостям, чтобы сориентироваться, рядом нужны цены в долларах или евро.

Вряд ли наши рестораны осчастливят своими стандартными блюдами гостей чемпионата. Иностранцы хотят есть не то, что вы умеете готовить, а то, к чему привыкли, причем у всех есть свои кулинарные и культурные предпочтения. Поэтому на время проведения чемпионата (как и любых других подобных мероприятий) должны быть предложения для детей, вегетарианцев, мусульман, диетические и национальные блюда, бизнес-завтрак и бизнес-ланч (существующие в Минске в каком-то гипертрофированном виде). Отдельный вопрос — подготовка персонала. Казалось бы, чего проще: правильно сервировать стол, подавать вовремя блюда и не перепутать заказ. Но над всем этим, а также над формами обслуживания, качеством блюд, ритуалом приема посетителей, санитарно-гигиенической безопасностью и многим другим в ряде заведений еще нужно поработать. И не только в Год гостеприимства.