$

2.1364 руб.

2.4873 руб.

Р (100)

3.1332 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

ДО ОБЩЕГО РЫНКА ЕХАТЬ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ©

03.06.2014

Вопросы либерализации рынка международных грузовых автоперевозок, оздоровления экономики транспортных организаций являются приоритетными для БАМАП. К такому выводу пришел обозреватель «ЭГ», принявший участие в прошедших на минувшей неделе в Минске мероприятиях, приуроченных к общему годовому собранию членов республиканской Ассоциации международных автомобильных перевозчиков.

Подписанный в Астане Договор о ЕАЭС напрямую затрагивает интересы белорусских автоперевозчиков. В отношении регулирования деятельности автотранспорта стороны достигли согласия на выполнение перевозчиками государств — членов союза на безразрешительной основе внутренних грузоперевозок в ЕЭП, включая транзит через территорию страны-партнера. Это означает, что с 2015 г. белорусские «дальнобойщики» смогут доставлять отечественную продукцию российским и казахстанским заказчикам без ограничения рейсов.

А вот возить грузы в/из третьих стран в Санкт-Петербург или Алматы они, как и раньше, смогут лишь по разрешениям. Вопрос либерализации этого рынка остался нерешенным. Россия, например, до сих пор предоставляла нам 67 тыс. разрешений в год, в то время как потенциал белорусских перевозчиков, по данным заместителя генерального директора БАМАП Николая Верховца, вдвое выше. Кроме того, россияне дифференцируют третьи страны по категориям, жестко ограничивая наших перевозчиков на наиболее выгодных международных маршрутах. Между тем Беларусь подобных ограничений для россиян не устанавливает.

Заинтересован наш бизнес и в либерализации рынка каботажных перевозок. В связи с принципом разноскоростной интеграции в сфере автотранспортных услуг Беларусь и Россия на прошлой неделе провели переговоры по ее либерализации, сообщил начальник управления внешнеэкономических связей Минтранса РБ Сергей Негрей. Решено, в частности, что с 1.01.2016 г. Россия позволит нашим перевозчикам транспортировать ее грузы из любой точки РФ в Псковскую, Смоленскую и Брянскую области. С начала 2020 г. наши перевозчики получат право на одну доставку российского груза в любой регион РФ. Срок полной либерализации в двухсторонних отношениях пока не установлен. Казахстан согласился открыть свой рынок каботажных перевозок с 2025 г. Впрочем, Беларусь рассчитывает сократить этапы и сроки, отметил С.Негрей.

Сегодня компании — члены БАМАП работают на рынке автотранспортных услуг 42 стран. В 2013 г. их экспорт составил 1103,4 млн. USD, что на 11,6% выше, чем годом ранее. Вклад «дальнобойщиков» в положительное сальдо услуг страны составил 25% (696 млн. USD). По данным таможенной статистики, в прошлом году ими выполнено 682 579 рейсов и перевезено 10 632,8 тыс. т грузов, что на 15 и 16% выше, чем в 2012 г. При этом выручка транспортных организаций выросла на 22%, до 10,7 трлн. Br, а перечисленные в бюджет налоги и сборы — на 33,2%, до 1022,6 млрд. Br. В то же время прибыль транспортников сократилась по сравнению с 2012 г. на 36,3%, а рентабельность продаж — с 5,4 до 2,8%. Это стало следствием роста на 25,6% затрат организаций, связанных с эксплуатацией грузовых автомобилей, в частности, подорожания топлива, увеличения дорожных сборов, проинформировал председатель БАМАП Николай Боровой.

«В 2013 г. резко повысились дорожные сборы, например, в Венгрии. За проезд по территории этой страны сегодня необходимо заплатить 160 EUR, хотя еще не так давно эта сумма была в 10 раз меньше. Проезд транзитом по Австрии, если следовать в Италию, стоит только в одну сторону 200 EUR. Повысили свои дорожные сборы Чехия, Словакия, другие страны», — рассказал «ЭГ» директор ООО «Транстехсервис» Сергей Баландин.

Эта тенденция получила продолжение в текущем году, в т.ч. международные перевозчики столкнулись с ростом затрат на внутреннем рынке. Дополнительными расходами для них обернулся, в частности, утилизационный сбор для транспортных средств, введенный с 1 марта Указом Президента от 4.02.2014 № 64. С его введением расходы на оформление ввоза седельных тягачей, составляющих 80% автопарка организаций БАМАП, выросли после указанной даты в 2,3 раза, до 4,5 тыс. EUR (вместе с таможенными платежами). Это негативно сказалось на их конкурентоспособности. Теперь ассоциация обратилась к властям с просьбой о снижения налоговой нагрузки.

Также БАМАП добивается снижения внутренних дорожных сборов, которые у нас, к сожалению, не разделяются в зависимости от экологических характеристик транспортных средств. Между тем в других странах такая дифференциация не только позволяет снижать расходы перевозчиков, но и является эффективным стимулом для приобретения современных грузовых автомобилей, что также служит важным фактором конкурентоспособности компаний на международном рынке.

Кроме того, в Беларуси техническую модернизацию транспортных предприятий сдерживает дороговизна кредитов. Из-за этого в 2013 г. ими приобретено 1484 седельных тягача и 1092 полуприцепа со сроком эксплуатации до 3 лет, что на 45 и 41,7% меньше, чем в 2012 г. Перевозчики приобретают преимущественно европейскую технику: Volvo, Scania, MAN, DAF, IVECO, Renault, Mercedes, которая более всего подходит по соотношению цена/качество. Это вряд ли нравится руководству Минского автозавода. На днях МАЗ объявил о возобновлении программы реализации своей автотехники отечественным покупателям по специальным ценам в рассрочку. Первоначальный взнос — 10% от стоимости автомобиля. Максимальное приращение контрактной цены при рассрочке до 12 месяцев ограничено 16%. Обязательным условием при этом является предоставление покупателем безотзывной банковской гарантии либо безотзывного документарного аккредитива. Продлится данная программа до конца июля.

Иван МИХАЛЕВИЧ