$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ПОНЯЛ©

13.03.2015

 

Одной из самых популярных норм Директивы Президента от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» является подп. 9.1, согласно которому в случае неясности или нечеткости предписаний актов законодательства решения должны приниматься в пользу предпринимателей и граждан. Но это отнюдь не значит, что непонимающему гарантирован полный комфорт.

Та же норма закреплена в п. 7 ст. 3 Налогового кодекса (далее — НК), а также п. 15 Указа Президента от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Но «неясность» и «нечеткость» — понятия оценочные и весьма субъективные. Там, где одним мерещатся «непонятности» предписаний актов налогового законодательства, другим все кажется достаточно полным и вполне ясным. В письме МНС от 3.02.2010 № 10-11/7 уточнялось, что при наличии пробелов в актах налогового законодательства, внутренней несогласованности их норм или противоречивых разъяснений компетентных органов решения должны приниматься исходя из интересов плательщика. При этом преодоление пробелов в актах налогового законодательства не может осуществляться путем использования институтов аналогии закона и аналогии права. При наличии несогласованности норм Общей и Особенной частей НК приоритет имеют исходные нормативные положения, закрепленные в Общей части НК, которыми заложена правовая основа использования (применения) норм Особенной части.

В связи с этим при различном толковании налоговыми органами и плательщиками норм налогового законодательства налоговым органам необходимо оценивать определенность соответствующей нормы. В этом случае оценивается как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием (Администрацией Президента Республики Беларусь, Комитетом государственного контроля, вышестоящим налоговым органом, Минфином, Минэкономики) или сложившейся судебной практикой.

При сомнении, имеется ли «неясность или нечеткость предписаний актов налогового законодательства», инспекции МНС рекомендуется письменно обратиться за разъяснением норм актов налогового законодательства на предмет их оценки в части наличия в них неясности или нечеткости в вышестоящий налоговый орган. Вышестоящий налоговый орган при необходимости должен обращаться в МНС.

При наличии сомнений в правильном применении актов налогового законодательства, связанных с наличием неясности или нечеткости актов иного законодательства, инспекции МНС рекомендуется обратиться за разъяснением норм актов такого законодательства (не налогового) в орган (организацию), осуществляющий функции в определенных сферах ведения, отнесенных к его компетенции.

В случае, когда ответ, полученный от такого органа (организации), разъясняет общие подходы к применению нормы акта не налогового законодательства (т.е. без специфики, присущей только определенному плательщику либо его деятельности) и может быть применен иными налоговыми органами, копия такого ответа вместе с запросом подлежит направлению в вышестоящий налоговый орган — инспекцию МНС по области (г. Минску). Инспекции МНС по областям (г. Минску) анализируют поступившие ответы на запросы и при необходимости направляют их в МНС для последующей оценки, обобщения и информирования иных налоговых органов.

Таким образом, иной раз официальные разъяснения, которые так стремятся получить на все случаи жизни многие наши бухгалтеры, не гарантируют полной безопасности. Дело в том, что невыполнение налоговой обязанности, основанное на ошибочном письменном разъяснении налогового органа, если оно не касается неясных или нечетких предписаний актов налогового законодательства, не освобождает от ответственности. Согласно ч. 2 п. 3 ст. 21 НК плательщикам лишь гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов при исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин) на основании письменных разъяснений по вопросам применения актов налогового законодательства, полученных ими от Министерства по налогам и сборам.

Но обратиться с запросом сразу в МНС невозможно. Согласно Закону от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» и Указу от 15.10.2007 № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» первоначальное обращение подлежит рассмотрению в налоговом органе местного уровня (в нашем случае — районной или городской инспекции МНС), и только если плательщик не согласен с ответом, он вправе обжаловать его в вышестоящий орган — областную инспекцию или министерство.

Так далеко готовы заходить не все. Но если в случае неуплаты или неполной уплаты налогов на основании письменных разъяснений по вопросам применения актов налогового законодательства, полученных им от налоговых органов, не начисляются пени (п. 31 ст. 52 НК), то данная норма прекращает применяться через 10 календарных дней после направления плательщику письменного разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства вышестоящим налоговым органом, отличного от разъяснения по тому же вопросу, данного первоначально нижестоящим налоговым органом. Так что, если вы следовали разъяснению районной инспекции, то это не гарантирует, что проверяющие не получат разъяснение ИМНС области или министерства прямо противоположного содержания, на основании которого вас признают нарушителем и оштрафуют.

Вадим ЛЕБЕДЕВ