Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Для НДС одной ночи мало

Вопросы реализации Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспортеи импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг по-прежнему остаются в центре внимания наших читателей...
Вопросы реализации Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспортеи импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг по-прежнему остаются в центре внимания наших читателей. И актуальной эта тема явно будет еще долго.

Если МНС Беларуси с конца прошлого года уделила много внимания подробному разъяснению механизма реализации Соглашения, а правительство создало специальную комиссию по этому вопросу, то российские налоговики не спешили. На сегодня ФНС России издало лишь два письма, в которых констатировало факт вступления Соглашения в силу и обещало заняться методическим сопровождением в январе-феврале. Пока же местные налоговые инспекции конкретных указаний не получили. И рекомендуют своим подопечным налогоплательщикам не спешить с нулевой ставкой. Или... обращаться за разъяснениями к белорусским налоговикам.

Многие российские предприниматели, страхуя свои риски, стали завышать контрактные цены при торговле с Беларусью, включая в них суммы НДС, которые раньше уплачивались в бюджет РФ. Ведь для подтверждения права на применение нулевой ставки российским экспортерам необходимо получить документ с отметкой белорусских налоговых органов. Это усложнит для них и возмещение "входного" НДС по экспортным операциям. Получить его россиянам удается обычно только через суд, и то с огромным трудом, причем из года в год вернуть свои деньги из казны все сложнее. До 1 января это касалось только вывоза продукции в дальнее зарубежье. Теперь добавился и белорусский экспорт. Причем поскольку у наших государств нет таможенной границы и соответствующего контроля, решение о возмещении будет во многом зависеть от налогового органа страны покупателя.

А потому большинство российских предприятий продолжают работать по-старому, закладывая НДС в цену. Наших импортеров это не устраивает - ведь Соглашение как-никак вступило в силу. В придачу если  российские предприятия давно и прочно забыли, что такое государственное регулирование цен, то белорусы озабочены, с одной стороны, тем, как не потерять свои деньги на НДС, а с другой - как выполнить требование правительства не повышать цены. В результате заключение многих контрактов тормозится, отгрузка товаров приостановлена. Эксперты прогнозируют, что переход на принцип страны назначения приведет к существенному снижению товарооборота между нашими странами, по крайней мере в январе. Так, посол Беларуси в РФ В.Григорьев в интервью Интерфаксу отметил, что товарооборот между Россией и Беларусью в первой половине января упал почти вдвое, хотя объективных оснований для этого не было.

Освободившееся место быстро могут занять конкуренты из других стран. Потому и возникают мысли о вредности НДС вообще и данного Соглашения в частности, а то и о восстановлении таможенных границ на востоке. Правда, в Евросоюзе такая же система как-то работает. С принятием в 1977 г. Директивы № 6 об унификации правовых норм, регулирующих взимание НДС, этот налог стал обязательным для всех государств объединенной Европы. Внедрение его также было непростым. Понадобились десятилетия, чтобы научиться точно начислять и возмещать НДС на экспортируемые товары и услуги. После принятия решения о ликвидации налоговых границ между странами ЕС, вступившего в силу с 1 января 1993 г., были предприняты многочисленные усилия по оптимизации правил, регулирующих применение НДС, чтобы обеспечить свободное перемещение товаров и граждан между странами-участницами. Вначале торговые агенты, чтобы удостовериться, что их клиент уплачивает НДС в другой стране Евросоюза, и не платить налог самому, должны были обращаться с запросом в налоговые органы страны покупателя. Затем для применения нулевой ставки при экспорте товаров в ЕС стало достаточным в счет-фактуре поставщика указать 9-значные идентификационные номера НДС поставщика и покупателя. Правда, махинаций и потерь было немало. Но к мерам контроля  и тотальным проверкам, мешающим развитию бизнеса, в Европе стараются не прибегать.

Лишь с 15 июня 2003 г. в ЕС был открыт онлайновый доступ к системе обмена информацией между налоговыми властями стран-членов. Проверить регистрационный номер плательщика НДС компаний Евросоюза за скромную плату (примерно 0,5 евро) любой желающий может и по мобильному телефону.

Сэкономив время и уменьшив административные расходы, страны Евросоюза получили возможность в полной мере использовать свойство НДС создавать однородную налоговую среду для товаров и услуг на международном рынке, эффективно противодействуя стремлению государств использовать национальные системы налогообложения в протекционистских интересах.

Вероятно, именно поэтому Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Беларуси А.Блохин подчеркнул, что хотя российский бюджет понесет потери в связи со вступлением в действие Соглашения, этот шаг необходимо было сделать, а задача унификации налогового законодательства - неотъемлемая составляющая построения единого экономического пространства двух стран.

Итак, сам принцип страны назначения не виноват. Он успешно работал сначала в 15, а теперь и в 25 странах ЕС, несмотря на языковые барьеры, разные ставки налога и прочие национальные отличия. И никакие трудности администрирования не подвигали европейцев к идеям отменять НДС, базовые подходы к его взиманию и уж тем более восстанавливать таможенные границы. Правда, власти Евросоюза никогда не торопились озадачивать своих налогоплательщиков новшествами. Директивы ЕС или изменения в них вступают в силу через 1,5-2 года после ратификации всеми членами сообщества, а то и больше. За это время унифицируется национальное законодательство, создаются и внедряются инструкции и программное обеспечение, проводится разъяснительная работа. Например, с 1 января 2005 г. страны - члены Евросоюза перешли на новые правила взимания НДС при поставках газа и электричества, хотя норма о том, что этот налог будет уплачивать страна - потребитель энергоносителей, была разработана Еврокомиссией еще в декабре 2002 г.

Лишь у нас даже в самых сложных вопросах считают возможным ограничить переходный период ночью с 31 декабря на 1 января. Стоит ли удивляться, что действия налоговых органов оказываются несогласованными, а налогоплательщики не могут понять, как им работать.

Особенно обидно, что усилия с нашей стороны не нашли адекватного ответа у соседей. Правда, не будем забывать, что в Беларуси на долю России за январь-ноябрь прошлого года пришлось 57,9% от всего объема внешнего товарооборота (46,6% общего объема экспорта и  67,9% - импорта). В то же время для России, где экспорт составил за прошлый год 180 млрд. USD, а импорт - 95 млрд., 16 млрд. USD товарооборота с нашей страной - деньги хоть и не лишние, но не столь жизненно важные. Поэтому наши соседи могут себе позволить, согласно знаменитой поговорке, запрягать очень долго.