$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Образование

Дистанционное обучение намерены узаконить

22.02.2008

Сегодня сотни белорусов учатся в вузах страны с помощью дистанционного обучения. Статданных о том, сколько наших соотечественников «дистанционно» осваивают те или иные области знаний за рубежом, нет. Они получают по электронной почте лекции, таким же образом отправляют контрольные работы и общаются с преподавателями.

Но с каждым годом в этой области образования выявляется все больше проблем, решение которых невозможно без создания нормативной правовой базы.

Форма обучения людей на расстоянии возникла на Западе в начале ХХ века. Тогда специалисты занялись разработкой особых программ для обучения инвалидов. Для доставки учебных материалов и проведения консультаций, контроля и оценки знаний использовались возможности почты, телеграфа, телефонной связи, а позже — телевидения и сети Интернет.

Плюсов у такой формы получения знаний много. Оплата производится отдельно по каждой дисциплине, и студент сам выбирает, сколько предметов изучать в году. Сам назначает дату сдачи экзамена. Процесс освоения материала не ограничен временем, за «хвосты» никто не отчислит.

Согласно недавно принятому Закону «О высшем образовании» в нашей стране дистанционное образование отнесено к заочной форме обучения. Действительно, внешне дистанционное и заочное обучение почти не отличаются. Но если студент-заочник должен два-три раза в году брать отпуск, приезжать в вуз на сессии, посещать там занятия и конспектировать лекции, то при дистанционном обучении окружающие могут даже и не догадываться о вашей учебе. Молодые люди активно используют и еще одно «преимущество» — можно годами не осваивать программу первого курса и все это время иметь отсрочку от армии, которая положена студенту-заочнику.

Есть здесь и явные минусы. Далеко не все способны заставить себя учиться каждый день, не откладывая на завтра. По этой причине даже первый курс зачастую затягивается на долгие годы.

Преподаватели, работающие «дистанционно», утверждают: успешно учатся только очень собранные и дисциплинированные студенты. Наиболее приемлемы дистанционные программы для тех, кто хочет освоить сразу несколько профессий, для инвалидов и молодых мам, пожилых людей, вообще всех, кто хочет учиться не ради диплома, а ради знаний.

Эксперты обращают внимание на еще один нюанс: вузы могут брать со студентов такую же плату, как и с заочников, хотя в данном случае затраты на подготовку специалиста значительно меньше (не требуется арендовать помещения, преподаватели не читают лекции и др.).

По мнению председателя профильной парламентской комиссии Палаты представителей Владимира Здановича, законодателям пора обратить внимание на эту форму образования. В Беларуси пока что нет серьезной нормативной правовой базы, определяющей работу центров дистанционного обучения, их обязанности и ответственность за конечный результат, что не лучшим образом сказывается на качестве подготовки специалистов.

В то же время дистанционное обучение предъявляет очень высокие требования и к оснащенности учебного процесса, и к кадрам, подчеркнул депутат. Все информационные образовательные ресурсы на различных типах носителей должны соответствовать государственным стандартам, а штаты — укомплектованы оптимальным количеством преподавателей, которые умеют работать дистанционно, обеспечивая качество обучения. Редкие вузы могут похвастаться таким сочетанием.

«Назрела необходимость законодательного упорядочения дистанционного обучения и по причине не прекращающейся борьбы за рынок образовательных услуг, которой Беларусь не может избежать, — говорит В.Зданович. — Этот рынок активно осваивается вузами сопредельных государств, предлагающими белорусам кроме очной и заочной форм обучения еще и дистанционное, о качестве которого можно говорить очень условно». Ведь благодаря рекламе у людей формируется мнение, что, раздобыв компьютер и подключив его к Интернету, можно, почти как в известной народной сказке о Емеле, без особых усилий стать обладателем престижнейших вузовских дипломов.

Встречаются случаи настоящей профанации. С телеэкранов пропагандируют дистанционное обучение не только иностранным языкам, математике или химии, но и астрологии, мастерству таро, магическим обрядам, приворотам и т. п. с выдачей сертификатов, аттестатов, дипломов или лицензий.

Анна РАДЮК