$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Дискриминация производства

18.08.2009

Отшумели страсти вокруг постановления Совмина от 28.07.2009 № 991 «О некоторых вопросах приобретения товаров на территории Республики Беларусь». Пришло время трезвого анализа.

Принятие и быстрая отмена постановления, публично названного «скандальным», отождествленного с «плевком в лицо бизнес-союзам и ассоциациям», вызвавшего бурю негодования среди отечественных предпринимателей и немалую долю сочувствия к ним со стороны населения, позволяет задуматься над стоящими перед страной в условиях мирового финансово-экономического кризиса важнейшими проблемами, их масштабностью и сложностью, а также над условиями и средствами их преодоления.
 
Валерий Байнев, доктор экономических наук, профессор БГУ
Вячеслав Винник, руководитель представительства Нижегородской области и Беларуси

За вопросом посредничества, на решение которого было направлено данное постановление, можно увидеть другие фундаментальные экономические проблемы, характерные не только для Беларуси, но и для других стран СНГ.

Так, в экономике, представляющей единство процессов производства, распределения, обмена и потребления, сфера обмена, включая валютный и фондовый рынки, сегодня превратилась в самостоятельную, саморасширяющуюся целостность. Она находится в привилегированном положении по сравнению с производственной сферой и вытягивает ресурсы из производства. В настоящее время существует принципиальное неравенство экономических возможностей у промышленных предприятий и торгово-посреднических фирм. Оно связано с действием отрицательного синергетического эффекта рыночной дискриминации промышленности, который крайне негативно отражается на важнейшем параметре экономической деятельности — величине прибыли, но проявляется только у предприятий производственной сферы, в то время как у торгово-посреднических фирм снижение прибыли практически не заметно. Так, при уровне годовой инфляции 12%, годовой стоимости кредитных ресурсов 14% и при планируемой норме прибыли 10% торговая фирма (сфера обращения) будет иметь реальную прибыль порядка в 10 раз большую, чем промышленное предприятие (сфера производства).

Такая существенная разница есть следствие следующих четырех одновременно действующих в экономической системе факторов: длительности одного оборота оборотных средств; уровня инфляции; стоимости кредита; соотношением между заемным и собственным оборотным капиталом.

Данный эффект проявляется тем сильнее, достигая порою угрожающих показателей, чем выше значение каждого из четырех факторов.

В отличие от трех последних факторов, не требующих особых пояснений, первый фактор связан с технологическими особенностями производства, которые определяют длительность оборота оборотного капитала (оборотных денежных средств) и, как следствие, влияют на прибыль, которая служит финансовой базой накопления и расширенного воспроизводства. Особенностью деятельности торговых фирм является быстрая оборачиваемость вложенных денежных средств — порядка одного месяца, в то время как в промышленности длительность одного оборота составляет 4-6 месяцев. Поскольку после каждого оборота оборотных средств создается прибыль, то чем больше таких оборотов совершит вложенный капитал, тем выше годовой объем прибыли (при прочих равных условиях).

В таблице воспроизведены результаты расчета реальной прибыльности (при одинаковой планируемой норме прибыли в 10%) у промышленного предприятия и торговой фирмы в зависимости от величины четырех одновременно действующих факторов. Приведенные значения реальной прибыли — доказательство дискриминации промышленных предприятий.

Десятикратное преимущество по уровню прибыльности в торгово-посреднических фирмах по сравнению с промышленными предприятиями создает им привилегии в деятельности на валютном и кредитном рынках. Неудивительно, что торговый бизнес ориентируется не на производство, а на закупки товаров за рубежом за иностранную валюту, которую зарабатывает реальный сектор экономики.

Посреднические фирмы-импортеры являются маркетинго-сбытовым звеном иностранной промышленности, ее мегакорпораций и не служат инструментом развития национальной экономики.
 
Предпринятая попытка максимально уйти от посредников в экономике страны с помощью постановления № 991 свидетельствует о том, что правительство ощутило усилившееся в белорусской экономике неравенство разных субъектов хозяйствования по мере ее либерализации в 2009 г. А «невидимая рука» рынка почему-то не хочет или не может устранить привилегии.

В этой связи необходимо понимать что «свобода» деятельности не всегда ведет к «равенству» и «справедливости». Как отметил покойный митрополит Иоанн (Снычев), «свобода, взяв в компаньоны «права», оправдывает «выгоду» и пренебрегает «совестью». В либеральной рыночной идеологии существует неразрешимое фундаментальное противоречие, связанное с невозможностью одновременного применения двух принципов: принципа добродетельности и принципа борьбы за существование. Суть противоречия заключается в том, что одновременно с навязчивой рекламой и пропагандой либеральных рыночных отношений как благодетельных для других народов, то есть для нас, неустанно повторяется и указывается, что либеральный рынок — это жесткая, агрессивная борьба за существование, в которой, как и в дикой природе, побеждает сильнейший (и которому достается «все»).

Либерализм по своей природе не может, да и не ставит своей целью добродетельность и экономическое развитие других стран. Ведь как нельзя одновременно сидеть на двух стульях, так и нельзя одновременно руководствоваться взаимоисключающими друг друга принципом безжалостной борьбы за выживание и принципом добродетельности.

Еще в 1844 г. на родине либерализма в Англии открыто заявлялось в прессе: «Мы защищаем свободу торговли потому, что хорошо осознаем, что при господстве ничем не сдерживаемой конкуренции мы прогоним иностранцев с их собственных рынков… Превосходство старого промышленного государства при открытой пробе сил не может не быть фатальным для каждого юного конкурента».

Другой пример. В конце XVIII в. в американском Конгрессе по поводу свободно поставляемых из Англии товаров на условиях долгосрочного кредита было заявлено: «Мы покупали по совету новых теоретиков там, где могли купить дешевле всего, и наши рынки переполнились иностранными товарами; в наших городах их можно купить дешевле, чем в Лондоне. Но наши фабрики разорены; наши купцы обанкротились…».

Понимание сути существующего неравенства экономических возможностей разных субъектов хозяйствования позволяет преодолеть опасное заблуждение, что отечественные производственные предприятия бедствуют по той причине, что они якобы управляются бесталанными управленцами и государственными чиновниками, неповоротливы, в отличие от якобы «вечно ущемленного и всеми обижаемого» малого и среднего бизнеса, в котором сконцентрирована подлинная управленческая элита — наиболее талантливые и трудолюбивые менеджеры. Это, дескать, и позволяет им зарабатывать на дорогие авто и яхты, многоэтажные особняки и замки.

Важно осознавать, что это далеко не всегда соответствует действительности, поскольку в таких либеральных условиях создаются принципиально неравные условия деятельности. Для устранения привилегий и недобросовестной конкуренции необходима «зримая рука» государства. Ведь, как отметил Президент А. Лукашенко при посещении Минского моторного завода в феврале этого года, «если у нас не будет промышленности, не будет страны».