Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
06.12.2011 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ДИСЦИПЛИНУ УЖЕСТОЧАТ ДОГОВОРОМ©

В Беларуси в 2012 г. ужесточится дисциплина договорных отношений между организациями, осуществляющими сделки за казенные деньги. Это предписано новым законодательством о госзакупках товаров (работ, услуг), которое, как предполагается, вступит в силу с 1 января.

В Беларуси в 2012 г. ужесточится дисциплина договорных отношений между организациями, осуществляющими сделки за казенные деньги. Это предписано новым законодательством о госзакупках товаров (работ, услуг), которое, как предполагается, вступит в силу с 1 января.

Договоры купли-продажи, поставки, подряда сами по себе не являются предметом регулирования действующего законодательства о госзакупках. Оно регламентирует лишь порядок выбора и проведения конкурсных процедур, целью которых является выявление на рынке поставщиков, предлагающих наилучшее соотношение цена/качество.

В результате многие участники процедур, чтобы обойти конкурентов, в своих тендерных предложениях «поют сладкие песни», чтобы заполучить гарантированное бюджетное финансирование. Зато после подписания контракта тон этих «песен» порой меняется. Например, оказывается, что у победителя товар дороже, его качество, условия поставок хуже, нежели у проигравших конкурентов. Естественно, для этого находилось тысячи причин, доказывавших обоснованность изменившегося предложения. Если заказчику хозяйственная ситуация не позволяла дать от ворот поворот такому поставщику в соответствии с нормами Гражданского кодекса, приходилось брать все то, что предлагали. Разумеется, в случае проверок по расходу бюджетных средств в соответствии с требованиями тендерного законодательства у руководителей заказчиков, членов конкурсных комиссий возникали сложности с отчетами, некоторые из них, как показывает практика, теряли должности и даже свободу.

Впрочем, жизнь свидетельствует, что сделки по итогам процедур госзакупок нередко срываются и по вине заказчиков, которым казначейства не выделяют обещанного финансирования. Бывает и хуже — товар поставлен или работа выполнена, а казенных денежек приходится ждать месяцами. Кроме того, случается, что заказчик изводит контрагента требованиями, которые при проведении конкурсной процедуры не упоминались. Мол, не считается, что не договаривались, подавай товара больше, лучшего качества и на более выгодных условиях, иначе заказ отойдет к конкуренту.

Чтобы минимизировать число конфликтов по итогам процедур госзакупок, планируется ужесточить дисциплину взаимоотношений заказчиков и поставщиков посредством введения особых требований к договору между ними. Этому посвящена отдельная статья проекта закона «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».

В ней предусматривается, что договор между заказчиком и участником-победителем (участником процедуры закупки из одного источника) должен заключаться на условиях, указанных в предложении такого участника и документах, представляемых участникам для подготовки предложения, а также в случае проведения электронного аукциона — по цене последней ставки этого участника. Период, в течение которого после выбора участника-победителя (с учетом времени на обжалование) следует заключить договор, составит 20 календарных дней в случае проведения конкурса и электронного аукциона и 30 — в случае проведения иных видов процедур госзакупок. Если на производство закупаемых товаров (выполнения работ, оказания услуг) потребуется более года, договор заключается на необходимый срок, но его исполнение должно осуществляться в пределах годовых ассигнований, предусмотренных для этих целей и ежегодно уточняемых (при необходимости) в договоре.

В проекте подчеркивается, что односторонний отказ заказчика или поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения обязательств по договору не допускается, если иное не установлено иным законодательством о госзакупках. Договор должен содержать обязательные условия об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных им обязательств, а также о порядке оплаты и осуществления заказчиком приемки результата госзакупки на его соответствие, в т.ч. по количеству, комплектности, объему, качеству и требованиям, установленным в договоре.

В договоре может содержаться условие о предоставлении обеспечения исполнения договора поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Размер и порядок предоставления обеспечения исполнения договора устанавливаются в проекте договора и документах, представляемых участнику для подготовки предложения. Этот размер не должен превышать 15% от цены договора, если иное не установлено законодательством о госзакупках. Обеспечением здесь могут быть банковская гарантия, резервный аккредитив, страхование ответственности или залог денежных средств. В случае, если проектом договора и документами, представляемыми участникам для подготовки предложения, было предусмотрено предоставление обеспечения исполнения договора, участник-победитель (участник процедуры закупки из одного источника) предоставляет такое обеспечение одновременно с подписанным проектом договора. В случае неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств его денежные средства перечисляются в соответствующий бюджет, средства которого предусмотрены для осуществления госзакупки. Если поставщиками являются бюджетные организации, то для них требование обеспечения исполнения договора не устанавливается.

Порядок оплаты обязательств заказчиков по договорам будет определяться бюджетным законодательством.

Не допускаются изменения условий договора на стадии его заключения или исполнения в части объема (количества) предмета, цены и срока его исполнения. Исключение составят случаи, когда изменение стоимости приобретаемых сырья, материалов, комплектующих и иных товаров (работ, услуг) невозможно было предусмотреть в начале процедуры госзакупки. Допускается внесение коррективов в условия договора также в случае увеличения срока исполнения обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) по инициативе заказчика после оплаты полностью или частично договора, если необходимо изменение конструктивных, технологических решений, требующих от поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительного времени для поставки (реализации иным способом) товара (выполнения работы, оказания услуги).

Сведения о договоре и его исполнении подлежат размещению на официальном сайте, а их состав, а также цена договора, начиная с которой такая информация полежит размещению на данном сайте, определяются Совмином.

Михал СТЕЛЬМАК

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений