$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Контроль

ДИСЦИПЛИНА ЖЕЛЕЗА

18.02.2011

Комитет госконтроля осуществляет постоянный контроль за сферой оборота лома и отходов черных и цветных металлов, которая регулируется Указом Президента от 5.05.1995 № 179 «О мерах по усилению борьбы с хищением драгоценных, черных и цветных металлов, их лома и отходов, драгоценных камней» и принятой на его основе Инструкцией о порядке учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов, утв. постановлением Минэкономики, Минстройархитектуры и Минпрома от 15.06.2006 № 98/12/10.

Исходя из требований п. 1 Указа № 179 и п. 19 Инструкции № 98/12/10 лом и отходы черных и цветных металлов, которые образуются в процессе хозяйственной деятельности у субъектов предпринимательской деятельности, подлежат сбору и обязательной сдаче заготовительным организациям Белорусского государственного объединения по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов или отгрузке по их нарядам.

В соответствии с требованиями Указа № 179 правительством ежегодно предусматривается заказ на поставку (заготовку, сдачу) лома и отходов черных и цветных металлов для государственных (республиканских) нужд, в т.ч. министерствам, другим республиканским органам госуправления, облисполкомам, Мингорисполкому и субъектам хозяйствования. Госзаказ устанавливается соответствующими постановлениями правительства, во исполнение которых органы госуправления доводят ежегодные задания подведомственным организациям (на 2011 г. такой госзаказ установлен постановлением Совмина от 28.10.2010 № 1584. — Прим. «ЭГ»).

В 2010 г. Комитетом госконтроля проведено 144 проверки по вопросам, связанным с оборотом черных и цветных металлов, их лома и отходов. Нарушения законодательства, регулирующего данную сферу деятельности, выявлены в 143 организациях, т.е. у 99,3% от числа проверенных. По результатам проверок применены штрафы на общую сумму 4,004 млрд. Br. К административной ответственности привлечено 131 должностное лицо (сумма штрафов — 133 млн. Br), а к дисциплинарной — 166 человек.

В ходе проверок выявлены в основном случаи невыполнения отдельными организациями госзаказа на поставку металлолома для госнужд, а также нарушения порядка учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов.

Хозяйственный оборот вторичных металлов осуществляется бессистемно, как без учета специфики ломообразования, так и установленных законодательством требований по организации условий хранения металлолома и его обязательной сдачи заготовительным организациям.

В ходе проверок установлено, что многими субъектами хозяйствования не принимаются достаточные меры по списанию в установленном порядке устаревших, вышедших из строя и непригодных для дальнейшей эксплуатации оборудования, металлоконструкций и инструмента, не осуществляется систематическая очистка своих территорий от накопившихся лома и отходов черных и цветных металлов. Не обеспечиваются должным образом условия хранения металлолома, в т.ч. оборудование специальных площадок для раздельного хранения лома и отходов черных и цветных металлов по классам, видам, группам или маркам; размещение и состояние площадки, позволяющие иметь подъездные пути, удобные для маневрирования транспорта и проведения погрузочно-разгрузочных работ, и твердое покрытие. Многие не принимают меры по недопущению загрязнения и смешивания лома и отходов черных и цветных металлов различных классов, видов, групп или марок между собой, а также с ломом и отходами других металлов и неметаллическими примесями.

Некоторые предприятия не сдают металлолом заготовительным организациям в установленный законодательством срок. Напомним, что срок хранения лома и отходов черных и цветных металлов, которые образуются у субъектов предпринимательской деятельности в процессе их хозяйственной деятельности, не должен превышать 3 месяцев с даты образования минимальной отгрузочной партии (специализированный автомобиль или железнодорожный вагон в зависимости от применяемого способа вывоза).

Одно из самых распространенных нарушений — необеспечение достоверного количественно-суммового учета ценного металлургического сырья. Зачастую поступление и выбытие металлолома в бухучете предприятий отражается только по факту сдачи его заготовительным организациям.

Департаментом финансовых расследований Комитета госконтроля устанавливались факты незаконного оборота вторичных металлов с участием физических лиц.

Отметим, что за нарушения в сфере оборота металла и его лома и отходов законодательством предусмотрены жесткие меры ответственности. Размер возможных штрафных санкций для предприятий может составить от 100 до 300% стоимости металлолома (ст. 12.2 КоАП). Незаконная деятельность граждан, связанная с оборотом металлолома, влечет применение мер уголовной ответственности.

В 2010 г. Департаментом финансовых расследований КГК проведено 99 контрольных и оперативно-розыскных мероприятий в сфере оборота лома и отходов черных и цветных металлов, в результате которых: наложено 510 млн. Br административных взысканий, взыскано 321 млн. Br незаконно полученного дохода, к административной ответственности на сумму 110 млн. Br привлечено 64 должностных лица, возбуждено 12 уголовных дел (в т.ч. два — в отношении организованных групп), изъято 265 т черных и цветных металлов, их лома и отходов, предотвращено 26 попыток несанкционированного вывоза вторичных металлов, выявлен и ликвидирован 21 пункт незаконной заготовки металлолома.

Постоянный мониторинг ситуации, связанной с заготовкой металлолома, свидетельствует о том, что должностными лицами отдельных ведомств и предприятий надлежащие меры по наведению порядка в данной сфере принимаются только после вмешательства контролирующих органов. Например, на неудовлетворительное положение в этой области в организациях Минстройархитектуры Комитет госконтроля обращал внимание еще в 2009 г. Однако должные меры министерством приняты не были. Только по итогам внеплановой проверки в 2010 г. минское ОАО «Управление механизации № 79 (УМ-79)», на территории которого «врастало в землю» около 3 тыс. т лома черных металлов, приступило к планомерной сдаче данного сырья. В соответствии с планом-графиком, разработанным по итогам проведенной проверки, до 1.04.2011 г. должно быть сдано 2,9 тыс. т металлолома, на 1.01.2011 г. уже вовлечено в хозяйственный оборот (сдано заготовительным организациям ГО «Белвтормет») 1,7 тыс. т на общую сумму более 808 млн. Br.

Отдельными предприятиями не принимаются достаточные меры по выполнению доведенного госзаказа. Так, располагая на начало 2010 г. 1,3 т остатков металлолома, ОАО «Могилевский металлургический завод», ОАО «ТАиМ» (Минпром) и ОАО «Нафтан» (концерн «Белнефтехим») госзаказ в 2009 г. не выполнили.

Ломосдатчики не располагают сведениями об имеющихся у них ресурсах вторичных металлов по причине отсутствия их должного учета. Между тем в ходе проверок на учет поставлено около 2 тыс. т металлолома.

Так, на территории только трех организаций — ОАО «Гродненский КСМ» (Минстройархитектуры), «Гродножилстрой» и «Гомельский завод пусковых двигателей им. Пономаренко» — выявлены «запасы» неучтенного лома черных металлов в количестве 694 т на сумму 317 млн. Br.

Даже на предприятии РУП «Гродновтормет» (ГО «Белвтормет»), деятельность которого заключается в обеспечении сбора и переработки вторичных металлов, установлены нарушения порядка учета лома и отходов черных металлов. Там не были учтены 50 т металлолома.

Пресс-служба
Комитета госконтроля РБ