$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Дисбаланс по-соседски©

26.11.2013

За 9 месяцев текущего года объем белорусско-польского товарооборота достиг 1718,8 млн. — практически столько же, сколько в январе—сентябре 2012 г. Но при этом растут диспропорции во взаимной торговле, и если западных соседей они могут радовать, то нас — только огорчать, отметили участники V экономического форума белорусских предприятий с польскими инвестициями.

За январь–сентябрь 2013 г. польский экспорт вырос по отношению к аналогичному периоду 2012 г. на 17%, до 1132,6 млн. USD, в то время как белорусский снизился на 22%, до 586,2 млн. USD. Такая динамика роста отрицательного для нашей страны внешнеторгового сальдо позволила задолго до завершения 2013 г. превзойти этот показатель за весь прошлый год — минус 546,4 против минус 400 млн. USD.

Успех польскому экспорту по итогам трех кварталов принесли прежде всего поставки в Беларусь изделий электро- и машиностроительной промышленности (24,2% в общем объеме реализации). Удельный вес других товаров по секциям ТН ВЭД в структуре экспорта составил: нерельсовые средства передвижения — 13,2%; пластмассовые изделия — 10,7; изделия химической промышленности — 9,2; металлургические изделия — 8,5; продукты растительного происхождения — 7,2; живые животные и продукты животноводства — 7,0; изделия легкой промышленности — 3,3%. В 2013 г. на белорусский рынок поставляется больше промышленной продукции и меньше продовольствия, прокомментировал изменения по сравнению с прежними годами в структуре экспорта руководитель отдела содействия торговле и инвестициям посольства Польши в нашей стране Веслав Покладэк. Впрочем, отдельные продукты питания, например, польские мясо (свинина) и свежие яблоки (груши), по-прежнему пользуются высоким спросом белорусов (5,4% и 3% экспорта соответственно).

В структуре белорусских поставок в 2013 г. минеральные продукты составляют 34,4%, изделия химической промышленности — 28,0%, изделия деревообрабатывающей и бумажной промышленности — 13,5%; металлургической — 8,4%, кожа — 2,6%, легкой — 2,5%, продукты растительного происхождения — 2,1%. Наибольшим спросом на польском рынке пользуются калийные удобрения (17,9%), сжиженный газ (17,1%), нефтепродукты (13%) и лесоматериалы (7,1%).

Растущий дисбаланс в товарообороте двух стран свидетельствует, что торговый барьер, разделяющий Европейский и Таможенный союзы, польская продукция преодолевает успешнее, нежели белорусская. Определяющую роль в этой конкуренции, безусловно, играет качество товаров, которое у нас, к сожалению, хуже. Но влияют и другие факторы, среди которых стоит отметить эффективную поддержку Варшавой своего экспорта. В рамках этой политики предпринимается немало мер, в т.ч. страхование польских инвестиций за рубежом и издержек по освоению зарубежных рынков сбыта, предоставление гарантий банкам, финансирующим внешнеторговые операции, и т.п.

Успехи польского экспорта также связаны с продвижением на зарубежные рынки продукции с высокой добавленной стоимостью. Зачастую такая стоимость создается путем переработки дешевого импортного сырья, например, белорусских лесоматериалов, которые затем поставляются за границу, в т.ч. возвращаются на наш рынок в виде готовых столярных изделий. Скажем, экспорт польских окон и дверей в I полугодии 2013 г. увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 12,8%, до 505,07 млн. EUR, при этом наибольший стоимостной рост отмечен у экспортеров деревянных изделий.

Формированию положительного внешнеторгового сальдо наша соседка обязана в т.ч. и деятельности на белорусском рынке компаний с польским капиталом, число которых на начало 2013 г. составило 531 (240 ИП и 291 СП).

Бизнес 76% из них включает такое направление, как импорт товаров либо услуг из Польши. Это, видимо, помогает им минимизировать проблемы по другим направлениям, но в целом представители данного сектора не в восторге от своих коммерческих успехов. По данным недавно проведенного среди них опроса, 74% предприятий испытывают затруднения в бизнесе в связи с высокими на белорусском рынке ставками банковских кредитов, половина — из-за роста цен в 2013 г., 47% — в связи с нестабильностью законодательства. Как следствие, 9% компаний не рекомендуют польским предпринимателям начинать в Беларуси бизнес в сегодняшних условиях. При этом в 2012 г. оценка бизнес-перспективы в нашей стране столь пессимистичной не была.

Иван МИХАЛЕВИЧ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях