$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Торговля

Директор сам себе голова

03.10.2016

Выручка организации, занимающейся розничной торговлей, из операционной кассы ежедневно сдается в центральную кассу предприятия. Из центральной кассы выручка сдается в банк один раз в месяц. При этом в остатке в центральной кассе постоянно находится сумма от 10 000 до 30 000 BYN. Так как организация применяет «упрощенку» без бухучета, то кассовая книга не ведется. В приказе о ведении кассовых операций установлен лимит 30000 BYN, которые можно не сдавать в банк и использовать на предполагаемые расходные операции в день сдачи выручки.

Правомерно ли такое установление лимита в приказе? Ведь понятие «лимит кассы» в законодательстве давно отсутствует. Если это является нарушением, то какое наказание грозит за сдачу выручки в банк не в полном объеме?

Согласно п. 50 Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утв. постановлением Правления Нацбанка от 29.03.2011 (далее – Инструкция № 107), юридические лица отражают все поступления и выдачи наличных денег в кассовой книге по форме согласно приложению 3 к данному нормативному акту. В случае отсутствия поступлений наличных денег в кассу и выдач наличных денег из кассы юридического лица кассовая книга юридическим лицом не ведется.

Необходимость ведения кассовой книги подразделениями, юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения в соответствии с законодательством и ведущим учет в книге учета доходов и расходов, индивидуальным предпринимателем (ИП) определяется самостоятельно в письменной форме руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем.

В п. 10 Инструкции определено, что юридические лица, подразделения, ИП, открывшие текущие (расчетные) банковские счета, за исключением юридических лиц, подразделений, указанных в части четвертой настоящего пункта, самостоятельно в письменной форме, если иное не установлено законодательством, определяют порядок и сроки сдачи наличных денег в обслуживающий банк, работникам службы инкассации, в организации, подчиненные Минсвязи (для расположенных в сельской местности юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей, открывших текущие (расчетные) банковские счета).

Определенные порядок и сроки сдачи наличных денег действуют в течение срока, установленного юридическим лицом, подразделением, ИП, открывшим текущий (расчетный) банковский счет, самостоятельно в письменной форме.

Порядок и сроки сдачи наличных денег могут быть пересмотрены юридическим лицом, подразделением, ИП, открывшим текущий (расчетный) банковский счет, в случае изменения объемов кассовых оборотов и по другим причинам.

При определении порядка и сроков сдачи наличных денег учитываются необходимость ускорения оборачиваемости и своевременного поступления наличных денег в банки, обеспечение их сохранности, специфика работы юридического лица, подразделения, ИП, открывшего текущий (расчетный) банковский счет.

Юридические лица, подразделения, индивидуальные предприниматели, открывшие текущие (расчетные) банковские счета, сообщают обслуживающему банку (по решению руководителя банка или лица, им уполномоченного) в сроки, определенные договором между юридическим лицом, подразделением, ИП, открывшим текущий (расчетный) банковский счет, и обслуживающим банком, сведения об определенных порядке и сроках сдачи наличных денег, размерах наличных денег, планируемых для сдачи, об изменении сроков сдачи и размеров наличных денег.

В соответствии с п. 14 Инструкции юридическим лицом, подразделением, ИП, открывшим текущий (расчетный) банковский счет, самостоятельно в письменной форме устанавливаются:

размер потребности в разменных наличных деньгах (при необходимости) на каждое рабочее место кассира, уполномоченное лицо;

– время начала подготовки и формирования инкассаторской сумки с учетом выписки соответствующих сопроводительных документов и последующей передачи службе инкассации (в случае сдачи наличных денег работникам службы инкассации в соответствии с законодательством);

– время сдачи наличных денег кассирами главному (старшему по должности) кассиру;

– время начала подготовки наличных денег для последующей сдачи в обслуживающий банк, организацию, подчиненную Минсвязи (при отсутствии должности главного (старшего по должности) кассира).

Размер потребности в разменных наличных деньгах определяется на конкретное время, установленное в соответствии с абзацами четвертым и пятым части первой настоящего пункта.

В п. 11. Инструкции установлено, что при наступлении срока сдачи наличных денег, определенного юридическим лицом, подразделением, ИП, открывшим текущий (расчетный) банковский счет, наличные деньги, поступившие в кассу, сдаются за вычетом наличных денег, подлежащих выплате на проведение текущих операций только в этот день, независимо от времени сдачи наличных денег.

На наш взгляд, в рассматриваемой ситуации нарушения Инструкции № 107 нет, так как юридическое лицо самостоятельно может определять размер наличных денег в кассе, подлежащих выплате в день сдачи наличных денежных средств в банк. В случае если оставшиеся в кассе предприятия, денежные средства полностью не были использованы, то они подлежат сдаче в обслуживающий банк на следующий день. На следующий день предприятие вправе оставить в кассе столько наличных денежных средств, сколько необходимо для выплат на проведение текущих операций в этот день.

Автор публикации: Александр КОСТЯН, директор аудиторско-консалтинговой службы «Аудикс»