$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Интеграция

ДИЛЕРЫ ПОЖИНАЮТ ПЛОДЫ ИНТЕГРАЦИИ©

18.01.2013

В прошлом году в Беларуси дилерские продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей выросли почти в 1,5 раза по сравнению с 2011 г. Объем этого рынка составил около 20 тыс. штук, отчасти благодаря прекращению массового завоза новых машин гражданами. Такую оценку высказал в комментарии «ЭГ» председатель Совета директоров группы компаний «Интеллект» (импортера автомобилей марок УАЗ, ЗАЗ, Great Wall, Chery) Сергей ВАРИВОДА.

С учетом прогнозируемого роста ВВП, инвестиций и доходов граждан в текущем году можно ожидать, что объем дилерских продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей достигнет 23 000 – 25 000 единиц.

Влияние утилизационного сбора на автомобили, введенного осенью прошедшего года в России, практически не сказалось на рынке нашей страны — в отличие от ограничения внутреннего спроса со второй половины сентября. Автодилеры ждут декабря не меньше, чем Дед Мороз Снегурочку. Но придушенный высокими процентными ставками декабрьский спрос оказался на уровне ноябрьского. Потоки валюты за границу на закупку новых автомобилей в I квартале т.г., скорее всего, сократятся, а покупатели смогут ждать продолжения сезона рождественских скидок до майских праздников.

Продажи китайских автомобилей, прежде обвалившиеся, существенно выросли. Два китайских бренда Great Wall и Chery в сумме прибавили 30% продаж, и в IV квартале 2012 г. доля «китайцев» достигла 1% рынка новых легковых автомобилей. Это куда меньше, чем 3,12% в 2008 г., а на фоне российских машин и вовсе печально. Остается надеяться на широко анонсированный запуск производства модели Geely SC7, которая, возможно, уже в этом году улучшит совокупные позиции китайских автомобилей на отечественном рынке.

Потребительский спрос развернулся от «крутых тачек» к «европейскому выбору». Если массовый «серый» ввоз в 2011 г. сформировал рынок внедорожников, продажи которых превысили объемы компактных автомобилей В и С-класса вместе взятых, то уже в 2012 г. предпочтения сместились в С-класс, занявший более трети рынка легковушек. Важнейшим слагаемым этого успеха является массовое освоение и беспошлинные поставки автомобилей этого класса из РФ.

Лидерами продаж в своих сегментах стали Volkswagen Polo sedan, Kia Rio, Hyundai Accent, Renault Logan и Sandero, Chevrolet Aveo и некоторые другие. Но если на долю российских брендов ВАЗ, ГАЗ и УАЗ в 2011 г. приходилось 13% рынка новых автомобилей, то в 2012 г. — уже 30%. А с учетом прочих российских производителей, в т.ч. западных моделей, становится очевидным, что всю выгоду от запретительных пошлин для граждан в Таможенном союзе получил российский автопром.

Отчасти это результат повышения цен на импортируемые иномарки, но в значительной мере — и эффект от вхождения нашей страны в Единое экономическое пространство, где принято «рекомендовать» закупать отечественные автомобили. Однако после вступления в ВТО письменно обязывать к этому уже нельзя.

Восстановление реального сектора, эйфория I полугодия и «инвестиционный» бум привели (после введения с января 2011 г. НДС на автомобили) к опережающему росту продаж в корпоративном сегменте. Пока граждане «осваивали» ранее ввезенные легковушки и поправляли изрядно потрепанные девальвацией личные бюджеты, корпоративный сектор обеспечил прирост продаж только в сегменте LCV (легкие коммерческие автомобили) на 75%.

Российский ГАЗ вернул себе утраченное первенство в этом сегменте авторынка, причем вместе с УАЗом продал автомобилей больше, чем все остальные марки вместе взятые. Доли иномарок в сегменте LCV упали до уровня 2010 г. Не хуже обстояли дела и у дистрибьюторов российских производителей легковых машин. Так, продажи ВАЗа превысили 3000 шт. и выросли за год почти в 2,3 раза, а УАЗа — втрое.

Коллеги по зоне свободной торговли СНГ из Украины и Узбекистана не смогли разделить успех российских автопроизводителей. Продажи ЗАЗ и UzDaewoo остались на прежнем уровне.

Существенно ослабли позиции автомобилей премиум-брендов, за исключением Ауди. «Джиперы» пока не сдаются, но отказываются от больших прожорливых рамных машин в пользу компактных «паркетников» с турбированными двигателями и автоматической трансмиссией.

Иссяк ли эффект ЕЭП и фантазии российских лоббистов — покажет время. «На наш взгляд, рынок новых автомобилей будет медленно расти — в первую очередь за счет продолжения изменения структуры спроса в пользу новых бюджетных легковых автомобилей и увеличения доступности автокредитов. Но в большей степени динамику на рынке определят макроэкономические показатели, валютный курс и прочие трудно прогнозируемые вещи», — акцентировал С.Варивода.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА