Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Бизнес-союзы
11.01.2002 16 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Диалоги "на ковре"

Рабочая встреча руководителей предприятий на уровне Республиканского клуба директоров, состоявшаяся в последние дни минувшего года, была посвящена подведению итогов развития экономики в 2001г...

Рабочая встреча руководителей предприятий на уровне Республиканского клуба директоров, состоявшаяся в последние дни минувшего года, была посвящена подведению итогов развития экономики в 2001г. и оценкам прогноза макроэкономических показателей, запланированных к исполнению на 2002г. К участию в работе клуба были приглашены вице-премьер Сергей Сидорский, заместитель министра экономики Андрей Тур и заместитель министра финансов Иван Шунько, заместитель председателя правления Национального банка Галина Хотина, глава представительства Всемирного банка в Беларуси Сергей Кулик.

Экономика растет вместе с... долгами и инфляцией

Основные позиции, на которые вышла экономика страны в прошлом году, А.Тур охарактеризовал так: рост валового внутреннего продукта в январе -- ноябре 2001г. составил 103,7% к аналогичному периоду 2000г. Реальная заработная плата за это время выросла на 31,1% по отношению к аналогичному периоду 2000г. На 30 ноября 2001г. сумма просроченной задолженности по заработной плате в целом по народному хозяйству составила 51,3 млрд.руб. Основная доля задолженности приходится на сельскохозяйственные предприятия (81% общей суммы). За десять месяцев 2001г. в республиканский бюджет поступило 2365,8 млрд. руб., что составило 71,1% к годовому плану.

Общая сумма задолженности предприятий республики по платежам в бюджет на 1.12.2001г. составила 138,9 млрд. руб. (4,2% к годовому плану доходов). Отрицательно сказывается на собираемости налогов в государственную казну предоставление налоговых и таможенных льгот как отдельным предприятиям, так и целым отраслям, включая предоставление отсрочки уплаты образовавшейся задолженности.

Один из основных факторов, отрицательно повлиявших на исполнение расходной части бюджета, -- постоянное накопление задолженности по бюджетным ссудам. На 1.11.2001г. этот показатель составил 26,3 млрд. руб., в т.ч. по промышленности -- 2,8 млрд. руб., по сельскохозяйственным предприятиям -- 23,5 млрд. руб.

К ноябрю 2001г. темп роста производства промышленной продукции в сопоставимых ценах составил 104,9% к соответствующему периоду 2000г. Одновременно с ростом производства промышленной продукции отмечается рост складских запасов по некоторым ее видам. В целом по промышленности на 1.12.2001г. затоваривание готовой продукцией оценивалось в 764,7 млрд. руб.

Сложившаяся на протяжении прошлого года неблагоприятная конъюнктура по транзиту российских товаров, реализация Россией мер по переориентации экспортно-импортных грузопотоков на собственные морские порты, а также снижение потребности в транспортной работе в пределах территории РБ повлияли на снижение объема грузоперевозок железнодорожным транспортом. Так, суммарный грузооборот за 11 месяцев прошлого года уменьшился по отношению к соответствующему периоду 2000г. на 6,2%. Понесли потери и отечественные автоперевозчики. Как свидетельствует статистика, объем перевозок грузов уменьшился в январе -- ноябре 2001г. по сравнению с январем -- ноябрем 2000г. на 4,1%, а грузооборот -- на 9,3%. На этом нерадостном фоне определенные успехи имели предприятия по транспорту нефти, перекачавшие за 10 месяцев прошлого года 81,9 млн. т нефти, или 108,6% к аналогичному периоду 2000г., при задании -- 101,5% на год.

"Условия для активизации инфляционных процессов в экономике все еще сохраняются," -- констатировал заместитель министра экономики. Среднемесячный прирост индекса потребительских цен в январе -- ноябре составил 3%. Одним из основных факторов инфляции, по мнению правительства, является проводимая денежно-кредитная политика, по результатам которой прирост рублевой денежной массы в январе -- октябре 2001г. составил в среднем 4,4% ежемесячно против 3,5%, запланированных в Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2001г.

Продолжает оставаться тяжелым финансовое состояние предприятий и организаций, практически не снижаются просроченные дебиторская и кредиторская задолженности. На 1.11.2001г. просроченная дебиторская задолженность в целом по народному хозяйству составила 2827,6 млрд. руб., что в реальном выражении (с коррекцией на ИПЦ) на 28,6% больше, чем на начало 2001г. Доля "просрочки" в общем объеме дебиторской задолженности составила 50,1%.

Просроченная кредиторская задолженность на 1.11.2001г. оценивалась суммой 3389,6 млрд. руб., что в реальном выражении на 25,1% больше, чем на начало 2001г. Ее удельный вес в общем объеме кредиторской задолженности составил 43,8%.

Рентабельность реализованной продукции (товаров, услуг, работ) в январе -- октябре 2001г. составила 8,9% против 13,5% в январе -- октябре 2000г.

По словам А.Тура, следствием снижения эффективности работы предприятий является недостаточная инвестиционная активность в народном хозяйстве. Так, за январь -- ноябрь 2001г. объем инвестиций в основной капитал составил 102,9% к соответствующему периоду прошлого года при прогнозируемом годовом темпе роста 103,5--104,5%.

В динамике внешнеэкономической деятельности зафиксировано снижение размеров отрицательного торгового сальдо до уровня 254,3 млн. USD. Напомним, что в январе -- октябре 2000г. оно составляло 964,2 млн. USD.

На протяжении прошлого года во внешней торговле наблюдалось сокращение доли товарообменных операций. За 10 месяцев прошлого года уровень бартера снизился в экспорте до 18,3% (против 26,3% в январе -- октябре 2000г.), в импорте -- соответственно до 14% (против 22%).

Разработанные на 2002г. макроэкономические показатели предполагают рост ВВП в объеме 104--105% к уровню 2001г., увеличение производства промышленной продукции на 105--106%, валовой продукции сельского хозяйства на 103--104%. Ожидается, что меры поддержки экспорта будут стимулировать его рост на 6,1% при увеличении импорта на 7,1%. Если это удастся, то, по расчетам правительства, наша страна вполне может выйти на положительное торговое сальдо платежного баланса в размере 85 млн. USD (0,7% ВВП).

В денежно-кредитной политике основные прогнозные показатели приняты с учетом постепенной либерализации цен и сокращения ценовых диспропорций, которые, по прогнозу, позволят обеспечить снижение инфляции в 2002г. до уровня 120--127% в год.

Нас дразнят оптимизмом?

Директорский корпус отреагировал на выступление вице-премьера вопросами, пытаясь точнее соотнести свое видение экономических проблем с оценками представителей правительства. Директора выразили недоумение по поводу прогнозируемого экономического роста на фоне спада в мировой экономике и сокращения рынков в сопредельных государствах. С.Сидорский так прокомментировал оптимистичный прогноз: "Макроэкономическое видение ситуации спрогнозировано... с вашей помощью, на основе отчетности, представленной предприятиями в министерства и ведомства, с учетом предложений по реализации бизнес-планов на 2002г. Первоначальный прогноз складывался на уровне 105%, но правительство, рассмотрев ряд крупных инвестиционных проектов, пришло к выводу, что есть реальные шансы выйти на 107% роста ВВП. Это нормальный показатель, Россия запланировала рост на уровне 110%, Украина -- 108%. Каждое государство видит свои рынки, которые надо развивать..." Актуальность последнего тезиса вице-премьера, понятная всем, повернула дискуссию в сторону обсуждения "медвежьих услуг" государства, из-за которых предприятия теряют рынки еще на стадии изучения. Генеральный директор ОАО "Мозырьсоль" Михаил Литвинов обратил внимание на то, что одна из причин, по которой предприятия "сдают позиции на зарубежных рынках, -- это устанавливаемые государством предельные индикативные цены. Сегодня наши контракты тщательно анализируются, с учетом установления предельных индикативных цен, в них закладывается рентабельность на уровне 45--50%. Это уже привело к сокращению присутствия предприятия на рынках Румынии, Болгарии, Венгрии... По каждой стране установлена цена, ниже которой предприятие не может поставлять продукцию, но маркетинговые исследования показывают, что свобода в установлении цены позволила бы при снижении рентабельности, например до 30%, резко увеличить количество заключаемых контрактов и в конечном счете -- расширить рынки сбыта". Документы, которые АО "Мозырьсоль" представило в департамент по антимонопольной и ценовой политике Минэкономики, находятся на рассмотрении. А время уходит, угрожая обвалом на экспортных рынках. Судя по реакции вице-премьера, проблема крупного экспортера решится "точечной" поддержкой. Другим руководителям, изложившим претензии к регулируемому ценообразованию, было предложено искать источники развития -- в снижении издержек.

Акционированием -- по излишней численности (рецепт правительства)

Однако дальнейшее снижение затрат на производимую продукцию неизбежно ставит перед руководителями предприятий вопрос о необходимости сокращения численности персонала. К тому же "зарплату не директора поднимают", -- намекнули участники клуба.

Принимая вызов, А.Тур сообщил, что правительство в курсе остро стоящей проблемы неэффективно используемой рабочей силы и сейчас анализирует вопросы, связанные с разгосударствлением, приватизацией и упорядочением численности персонала, занятого на крупных предприятиях. Курс взят на задействование сокращаемых в частном секторе, инфраструктуре, обслуживающей крупные предприятия. Кстати, считает правительство, задолженность по заработной плате показывает, что структура занятости неэффективна. Проблема -- в поисках ресурсов...

С.Сидорский отметил, что министерства сегодня вправе самостоятельно решать вопрос о необходимости акционирования. Правительство же видит свою задачу в том, чтобы привлечь иностранного инвестора, который бы имел не только деньги на новые технологии, но и доступ к ресурсам, которыми Беларусь не обладает или имеет не в полной мере. К тому же правительство -- заметил вице-премьер -- думает не об акционировании каждого отдельного предприятия, а о целом комплексе производственных и социальных связей, которые с ним взаимоувязаны. Поэтому любое решение об акционировании будет рассматриваться в пакете, с учетом интересов страны, предприятия, трудового коллектива, с тем чтобы не дробить предприятия, не разрывать сложившиеся связи в народнохозяйственном комплексе. "При акционировании средних, а может быть, и крупных предприятий мы пойдем по пути независимого аудита, который даст объективную рыночную оценку имущественных комплексов". Правительство поставит условия и проведет открытые торги акционированных предприятий.

Почем кредиты в новом году?

От кого промышленники ждали именно оптимистичного прогноза на 2002г., так это, конечно, от лиц, олицетворяющих собой работу банковской системы страны. От заместителя председателя правления Нацбанка Г.Хотиной, директора предприятий хотели получить информацию прежде всего о том, станут ли в новом году дешевле и доступнее кредиты. Изложение позиций денежно-кредитной политики на 2002г. было прервано, как только речь зашла о процентной политике банков в минувшем и нынешнем годах. "Почему нам сегодня кредиты предлагают под 90--95% при ставке рефинансирования на уровне 45%? Может быть, кредиты столь дороги из-за того, что цену на ресурсы банки "вздувают" на рынке МБК, перепродавая деньги сначала друг другу и только затем -- клиентам?" -- вопрошали директора. Как пояснила Г.Хотина, Национальный банк ежедневно контролирует ситуацию на рынке МБК, но "по большому счету все зависит не от ситуации на рынке МБК, а от того, насколько агрессивно конкретные банки проводят кредитную политику. Если банк ограничен в ресурсах, то он предлагает их по той ставке, которая позволит получить прибыль, необходимую для дальнейшей деятельности. В новом году можно ожидать, что процентные ставки по кредитам снизятся. Вопрос в том -- насколько ресурсная база банков позволит кредитовать предприятия? Рост денежной массы с учетом эффекта мультипликации денег банковской системой дает достаточно большой приток валовых кредитов для реального сектора экономики. Но, с другой стороны, как может хватать ресурсов, если порядка 60% всех расчетов производится в неденежной форме? Это главная причина, по которой растут кредиторская и дебиторская задолженности в реальном секторе".

Таким образом, ответ на вопрос, почему столь велик разрыв между ставками рефинансирования и кредитования, прозвучал: банки ограничены в ресурсах. Дальнейшее директора смогли уяснить для себя сами. И вполне четко, толкуя в кулуарах о том, что недоступность кредитов для промышленных предприятий, конечно, связана с сохранением административных рычагов влияния на экономику, в частности, распределением финансовых потоков органами госуправления. Если сельскому хозяйству выдается много кредитов, то, естественно, финансирование клиентов других секторов сопряжено с трудностями. Ограниченность ресурсов закономерно ведет к удорожанию их стоимости для промышленности. Во-вторых, ставка рефинансирования не только ориентир, но и цена финансирования госпрограмм и кредитования госбюджета. Судя по актуальности эта тема будет развита и на последующих заседаниях клуба.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by