$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ДИАЛЕКТИКА РОСТА

24.01.2014

Мировая экономика восстанавливается после кризиса, а компаниям пора переходить от выживания к росту — таковы выводы из опроса гендиректоров, в 17-й раз проведенного аудиторско-консалтинговой компанией PricewaterhouseCoopers (PwC) перед очередным Всемирным экономическим форумом в Давосе.

В исследовании PwC 2014 г. участвовали 1344 гендиректора из 68 стран. 44% опрошенных руководят компаниями с выручкой свыше 1 млрд. USD и более, 35% — свыше 100 млн. Половина компаний котируется на одной из мировых бирж, а 46% являются частными.

По данным опроса, 44% гендиректоров уверены, что ситуация в мировой экономике улучшится в 2014 г. — вдвое больше, чем год назад. При этом 39% считают, что финансовые результаты их компаний повысятся, число тех, кто предполагает возможность ухудшения, сократилось с 28 до 7%. Правда, в странах Центральной и Восточной Европы улучшение в мировой экономике отмечают только около 1/4 руководителей, тогда как в Западной Европе — 50%.

Послекризисное восстановление пока нельзя назвать устойчивым, отмечается в докладе PwC, поэтому даже оптимисты вынуждены проявлять осторожность. Почти треть руководителей намерены искать возможности роста в тех странах, где и так работают их компании. Лишь 14% планируют выход на новые рынки. Также 1/3 гендиректоров намерены уделять больше внимания США. Приоритетными перспективы роста выручки в США назвали 30% респондентов (годом ранее — 23%), в Германии — 17 (12%), в Великобритании — 10% (7%), Японии — 7% (5%). Китай остался едва ли не единственной из развивающихся стран, где топ-менеджеры надеются на рост выручки (число ответов выросло с 30 до 33%). По остальным перспективы оцениваются без оптимизма: число респондентов, считающих рынок Бразилии значимым для роста выручки, сократилось с 15 до 12%, Индии — с 10 до 7%, шансы России, Индонезии и Мексики, как и год назад, оценивают позитивно по 7% опрошенных. Таким образом, популярность футурологических прогнозов о развале еврозоны и Pax Americana, крахе доллара и т.п., ставшие известными в 2008–2011 гг., в бизнес-среде становятся все менее популярными.

По мнению руководителей, опрошенных PwC, основные факторы роста экономик крупнейших развивающихся рынков исчерпаны. С ними согласны другие авторитетные специалисты. К примеру, 46% бизнесменов, опрошенных Bloomberg, назвали США наиболее привлекательным рынком для инвестиций (9% — против), 40% — за ЕС (11% — против). Против инвестиций в Бразилию высказались 33% (за — 7%), в Китай — 29% (за — 12%), в Россию — 27% (за — 8%), в Индию — 25% (за — 11%). По мере восстановления развитых стран после кризиса растет переток капиталов туда, где они всегда были надежнее защищены.

«Вечеринка БРИКС окончена, пора выключать свет», — говорит Наримэн Беравеш, главный экономист компании IHS: вклад развивающихся рынков в мировой рост в 2014 г. будет наименьшим за три года. Основные причины переброски инвестиций из развивающихся стран в развитые — рост стоимости рабочей силы в БРИКС на фоне стагнации зарплат в США и Западной Европе, а также относительно низкие цены на энергоресурсы в США, что лишает сырьевые секторы России и Бразилии былой привлекательности. Это особенно актуально теперь, когда большинство гендиректоров (64%), опрошенных PwC, считают одной из главных задач сокращение издержек. Каждый четвертый планирует аутсорсинг и всего 14% хотели бы вернуть в компанию хотя бы часть ранее отданных на аутсорсинг процессов. Отметим, что в отличие от прошлых лет программы снижения затрат в 2014 г. уже не связаны с сокращением штатов. Напротив, половина опрошенных PwC руководителей намерены увеличивать численность сотрудников (год назад их было 45%). Почти 1/3 рассчитывают, что численность останется прежней, и лишь каждый пятый не исключает сокращения штата (год назад — 23%).

Между тем белорусские власти продолжают надеяться на диверсификацию экспорта за счет стран Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки, а также на сохранение позиций на рынках стран СНГ и Таможенного союза. Впрочем, ничего другого и не остается: при нынешних технологиях и методах продвижения товаров на рынках развитых стран нас действительно никто не ждет.