$

2.1058 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Диагноз по плану и факту

21.05.2010

Согласно программам развития фармацевтической отрасли, в 2010 г. планируется расширить ассортимент отечественных препаратов, построить новые предприятия, наладить экспорт в развивающиеся страны. Однако выполнение этих задач зависит не только от воли участников рынка, но и от темпов гармонизации отраслевого законодательства в рамках Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана (далее — ТС). Грядущие перемены обсудили участники форума «Фармацевтический бизнес Беларуси», прошедшего в Минске 6–7 мая.

Высокие — не менее 10% на протяжении четырех лет — темпы прироста фармацевтического рынка в 2009 г. снизились до 3,04%, в то время как в 2008 г. достигали 30%. Объем рынка в оптовых ценах составил 615,4 млн. USD в 2009 г. против 597,3 млн. в 2008 г. Прогнозируемое падение на 4% остановила паническая краткосрочная эпидемия гриппа в ноябре, когда продажи выросли вдвое по сравнению с аналогичными периодами прошлых лет.

Отечественные производители наращивают свое присутствие: по итогам I квартала 2010 г. их доля составила почти 60% в натуральном выражении (+5% к уровню 2009, 10% — к 2008 г.) и 24% — в стоимостном (4% и 6% соответственно). Как пояснил руководитель центра маркетинговых исследований «Фармэксперт» Дмитрий Петрович, разница в значительной мере определяется особенностями национального ценообразования. На большинство препаратов цены для производителей устанавливает Минэкономики, а оптовые и розничные торговые надбавки — Минздрав.

Зарубежные производители имеют больше свободы. Многие из них к марту 2009 г. повысили отпускные цены, компенсируя январские потери, соответственно стоимость импортных лекарств подскочила примерно на 40%.

В то же время цены на отечественные препараты изменилась незначительно благодаря административному влиянию. Как пояснили работники Минздрава, чтобы ограничить необоснованный рост цен, 29.05.2009 г. сроком на 1 год был принят меморандум по сдерживанию цен на лекарственные средства отечественных и зарубежных производителей в условиях мирового финансово-экономического кризиса, подписанный более чем 60 компаниями. Но поскольку уже в январе 2010 г. отдельные, в основном реорганизованные, предприятия-производители стали вновь повышать отпускные цены на лекарства, Минздрав планирует продлить действие меморандума в текущем году. Отметим однако, что, по данным Белстата, медикаменты в январе–апреле 2010 г. подорожали по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 18,4% — больше, чем какие-либо другие непродовольственные товары.

В целом госрегулирование цен, как и другие преференции, создают более комфортные условия работы для белорусских производителей, тем самым снижая конкуренцию и атрофируя маркетинг. Возникает вопрос: смогут ли они работать по рыночным правилам в условиях ТС?

«После 1.07.2010 г., со вступлением в силу договоров и соглашений о ТС, возникнет проблема производства и оборота лекарственных средств, — говорит исполнительный директор Ассоциации международных фармпроизводителей Алексей Сычев. — Согласно документам, подписанным в рамках Союза, локальный производитель одной из стран — участниц ТС приобретает такой же статус и во всех других странах-участницах. Можно ожидать, что с открытием границ в РБ хлынут российские товары. Надо учитывать, что новые производства в России активно развиваются. В 2009 г. Ассоциация международных фармацевтических производителей в РФ представила правительству общий проект о возможностях развития локальных производств с участием более 50 фармацевтических компаний на сумму около 1 млрд. EUR».

«Не избежать сложностей с гармонизацией систем проверки качества лекарств, поступающих из-за рубежа, — говорит замначальника управления фармацевтической инспекции и организации лекарственного обеспечения Минздрава Алла Долголикова. — Сейчас в России системы проверки качества каждой серии (части) импортных товаров нет, а в Казахстане до поступления лекарства на реализацию ведется лабораториями таможенного комитета. В Беларуси контроль осуществляют сертифицированные лаборатории Минздрава. Причем по результатам проверок 2009 г. из 108 тыс. серий лекарственных средств было забраковано и не допущено к реализации на рынке 1,5 тыс. (из них 125 — отечественного производства). То, что процент белорусской продукции небольшой, доказывает, что система нужна», — считает А.Долголикова.

А вот инвестиционные условия, по мнению А.Сычева, сегодня в Беларуси привлекательнее, чем в России. Да к тому же ниже стоимость строительства. «Вполне вероятно, что зарубежные производители предпочтут разместить финишные производства на нашей территории», — считает он.

Иностранцев интересуют сегменты, в которых отсутствует конкуренция или низка доля продаж отечественного производителя в общем объеме рынка. В Беларуси это выпуск биологически активных добавок к пище (БАД), гомеопатических и иммуно-биологических препаратов. Развитие отечественного производства БАД сдерживают возможности сбытовой сети (запрет на реализацию в гипермаркетах и магазинах косметики), а двух других групп — наукоемкость и высокотехнологичность процесса.

Но уже в текущем году, пока без поддержки зарубежных инвесторов, планируется создать новое фармацевтическое госпредприятие «БелВитунифарм» в Витебске, начать инвестпроекты по выпуску твердых лекарственных форм на ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов» и реконструкции производства противоопухолевых средств в форме лиофильно высушенных порошков и растворов для инъекций на РУП «Белмедпрепараты» на общую сумму более 300 млрд. Br.

По словам начальника управления обеспечения внешнеэкономической деятельности и маркетинга «Белбиофарма» Татьяны Тумели, чтобы гарантировать качество и увеличить объем экспорта фармацевтической продукции, который с 2006 г. вырос в 1,5 раза, производственные участки предприятий концерна будут сертифицироваться в соответствии с принципами Надлежащей производственной практики (GMP). Сейчас 40% выпускаемой концерном продукции поставляется в 22 страны, причем более половины (53%) — в Россию. Но в нынешнем году планируется начать освоение рынков Азии, Африки и Латинской Америки.

Елена ПЕТРОШЕВИЧ