$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ДИАГНОЗ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА©

02.07.2013

Американский Фонд Мира и журнал Foreign Policy опубликовали восьмой экспертный рейтинг «недееспособности» государств мира — Failed States Index 2013, который отражает способность (и неспособность) властей контролировать целостность территории, а также демографическую, политическую и экономическую ситуацию в стране. По мнению авторов исследования, в Беларуси стабильность государственных институтов ухудшилась: страна потеряла 4 строчки в рейтинге.

Индекс недееспособности государств выпускается с 2005 г. При его составлении используются 12 критериев — показателей «недееспособности» государства, которые объединены в три группы: социальные, экономические и военно-политические. При этом изучается способность политического руководства, армии, полиции, судебной системы и гражданских служб обеспечить безопасность государства и его граждан. В течение года анализируются материалы, размещенные в открытых источниках, и подсчитывается количество негативных и позитивных оценок по всем индикаторам. Затем эксперты анализируют всю информацию и рассчитывают итоговый индекс по шкале от 0 (наивысшая степень стабильности — максимально низкие риски и угрозы) до 10 (наименьшая степень стабильности — максимально высокие риски и угрозы). Общий результат — сумма всех показателей — определяет место в рейтинге, где в 2013 г. представлены 178 стран.

Наименее дееспособными, по мнению составителей рейтинга, являются Сомали, Демократическая Республика Конго, Судан, Южный Судан и Чад. Во всех этих странах правят крошечные элиты, на их территориях идут бои, экономика близка к катастрофе, а население живет в крайней нищете. Кроме того, в эту группу входят Афганистан (7 место), Ирак (11), Гаити (8), Пакистан (13) и Нигерия (16).

Сильное влияние на положение стран в нынешнем рейтинге оказали как социально-экономические, так и политические проблемы. Наиболее заметно ухудшились позиции государств, пострадавших от последствий «арабской весны», таких как Египет (34 место), Йемен (6), Сирия (21). Экономический кризис и его последствия сильнее всего отразились на положении Кипра (115 место), Греции (138), Италии (147) и Испании (149).

Группа стран с умеренным уровнем нестабильности занимает положение с 36 по 126 место в общем индексе из 178 стран. Открывает этот перечень Конго, а замыкает Бразилия. Беларусь находится в этой группе, разделив 81 место с Туркменистаном, набравшим, как и мы, 76,7 балла. На одну ступень ниже нас Молдова, а на одну ступень «стабильнее» — Россия (80 место), чьи позиции ухудшились на 3 пункта.

Стабильные страны занимают 127–164 места в рейтинге. Здесь находятся, в частности, Кувейт, Бельгия, США, страны Балтии. Самые стабильные и наиболее подходящие для нормальной человеческой жизни государства расположились на 165–178 местах. Лидируют здесь Финляндия, Швеция, Норвегия и Швейцария. Все эти страны имеют сильные социально-экономические показатели, развитые общественные институты, высокий уровень качества государственных услуг, уважения прав человека и верховенства закона.

Исследователи отмечают, что несмотря на уменьшение числа межгосударственных конфликтов, в мире растет количество линий политической нестабильности, а целый ряд государств находится на пороге деградации институтов власти. По их оценкам, сегодня более 2 млрд. человек живут в нестабильных государствах, балансирующих на грани экономического и политического кризиса. Это является угрозой не только для соседей, но и для окружающей среды, так как существует сильная корреляция между стабильностью государства и экологией на его территории. Авторы исследования считают, что рейтинг может использоваться правительствами для анализа проблем в их политике и помочь в разработке стратегий, способных уменьшить вероятность возникновения конфликтов. Помимо оценки риска и прогнозирования конфликтов, эксперты подчеркивают возможность провоцировать дискуссии, особенно в тех странах, которые имеют высокий рейтинг по индексу.

Кирилл ПРУДНИКОВ