$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Детская болезнь ЧУПов в бухучете

01.02.2008

Первые же шаги унитарных предприятий, появившихся в соответствии с Положением о порядке создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия и его деятельности, утв. Указом Президента от 28.06.2007 № 302 (далее — Указ № 302, Положение № 302), выявили ряд проблем, связанных с ведением учета и получением имущества от учредителей. Решить их вчерашним предпринимателям тем сложнее, что многие из них никогда не сталкивались с правилами бухучета и рассчитывали, что в новом качестве все тоже будет просто. Вопросы, поступающие в редакцию «ЭГ», свидетельствуют, что проблема не только в отсутствии опыта у руководителей ЧУП, но и в неясностях законодательства.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением организаций, уплачивающих НДС), пожелавшие вести учет в книге учета доходов и расходов, освобождаются от обязанности ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности. Данная норма содержится в ст.1 Закона от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (в редакции Закона от 26.12.2007 № 302-З), скорректированной в соответствии с Указом Президента от 9.03.2007 № 119 «Об упрощенной системе налогообложения». Впрочем, можно вести бухучет и отчетность на общих основаниях. Независимо от того, какой выбор будет сделан, перед частными унитарными предприятиями встает вопрос об оприходовании активов и обязательств, унаследованных от прошлой жизни в качестве индивидуального предпринимателя. Ведь даже если ЧУП применяет «упрощенку» и ведет учет в книге учета доходов и расходов по форме, утвержденной постановлением МНС, Минфина, Минтруда и соцзащиты, Минстата от 19.04.2007 № 55/60/59/38 (далее — постановление № 55/60/59/38), потребность в учете основных средств, товаров, материалов, готовой продукции, дебиторской и кредиторской задолженности остается — хотя бы для расчета чистых активов в разделе III книги. А в ряде случаев, например, при получении кредитов и лизинге, потребуется баланс и отчет о прибылях и убытках, которые нужны банку перед заключением кредитного договора, чтобы оценить платежеспособность кредитополучателя. Впрочем, потребовать эти формы может и инспекция МНС. Ведь согласно подп.1.4 ст.22 Общей части НК белорусский плательщик обязан представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в установленном порядке бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации (расчеты), а также другие необходимые документы и сведения, связанные с налогообложением, а согласно подп.1.5 — вести учет дебиторской задолженности. И Указы № 119 и 302 от этой обязанности ЧУПы не освобождают.

Передача имущества: цена безвозмездности

МНС своим письмом разъяснило (см. далее Информбанк с.24-25), что при создании ЧУП товарно-материальные ценности могут быть внесены его учредителем — ИП в качестве вклада в уставный фонд. Этот вариант внешне выглядит довольно привлекательным, благо согласно п.6 Положения № 302 обязательная экспертиза достоверности оценки этого имущества не проводится, а такая передача не является безвозмездной (спонсорской) помощью. Но мало кому хочется объявлять сумму уставного фонда более установленного законодательством минимального размера. Причин тому немало: надежда продать часть товаров еще в статусе ИП, сохранение какого-либо имущества в личном пользовании, нехватка времени и умения, чтобы просчитать последствия и т. д. Поэтому многие предприниматели предпочли передавать имущество и денежные средства в ЧУП по мере необходимости.

Согласно письму МНС в таких случаях для передачи имущества необходимо оформить вначале его выбытие из предпринимательского оборота, оформив в книгах учета запись «передано для использования в личных целях».

Индивидуальные предприниматели — плательщики единого налога отражают выбытие из предпринимательского оборота товарно-материальных ценностей (ТМЦ) по учетной стоимости (по основным средствам и отдельным предметам в составе оборотных средств — по остаточной стоимости). На основании записей о выбытии имущества в соответствующих книгах учета составляется акт передачи в произвольной форме, в котором указывается: вид ТМЦ, единицы измерения, количество, стоимость единицы, общая стоимость и другие необходимые сведения.

После выбытия имущества из предпринимательского оборота передача ТМЦ частному унитарному предприятию оформляется физическим лицом актом передачи.

Безвозмездная передача ТМЦ частному УП его учредителем — физическим лицом (в т.ч. имеющим статус индивидуального предпринимателя) рассматривается как передача имущества в пределах одного собственника. Такая операция не подлежит обложению НДС, налогом на прибыль и иными налогами и сборами.

Логично предположить, что оприходование имущества в учете ЧУП должно быть произведено по ценам, по которым оно числилось в учете ИП (для основных средств — по остаточной стоимости). Это соответствует и нормам новой редакции ст.11 Закона № 3321-XII, где указано, что стоимость активов, полученных безвозмездно, определяется путем суммирования стоимости активов на основании данных бухучета передающей стороны и фактически произведенных затрат, связанных с их получением, в т.ч. осуществляемых другими лицами на основании договоров. Стоимость активов, полученных безвозмездно, может определяться на основании заключения об их оценке, проведенной юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими оценочную деятельность, или документов, подтверждающих стоимость аналогичных активов, сходных с подлежащими оценке по основным экономическим, техническим, технологическим и иным характеристикам, с учетом их индивидуальных особенностей. Поскольку второй вариант является достаточно трудоемким, а в случае привлечения профессионального оценщика — еще и затратным, гораздо проще оприходовать получаемые активы по той стоимости, которая значилась в учете учредителя-ИП.

Напомним, что ИП в соответствии с п.12 Инструкции о порядке учета доходов, расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями, утв. постановлением Минфина и МНС от 20.04.2006 № 50/45, должны отражать в учете основные средства по первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических затрат на их приобретение, сооружение, изготовление, доставку, установку и монтаж, указанных в данном пункте. Данные о действующей на дату оприходования у ИП основных средств стоимости (цене) должны быть подтверждены документально, в т.ч. путем предоставления экспертного заключения. При отсутствии документов, подтверждающих стоимость (цену), основные средства должны приходоваться ИП в натуральном выражении без указания первоначальной стоимости.

Стоимость отдельных предметов в составе оборотных средств, сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, материалов для упаковки, тары и стройматериалов должна определяться на основании данных соответствующих книг учета (приложения 5 и 6 к Инструкции № 50/45), а товаров, предназначенных для продажи, — в книге по форме приложения 8, где они учитываются по фактическим ценам приобретения с учетом расходов, связанных с приобретением товаров, в размере их фактической оплаты. При отсутствии документов, подтверждающих приобретение товаров, поступившие товары приходуются только в натуральном выражении, а данные об их стоимости в книге учета товаров (готовой продукции) в таком случае не отражаются.

ИП, являющиеся плательщиками единого налога и осуществляющие розничную торговлю, ведут книгу учета движения товаров в соответствии с Инструкцией о порядке ведения книги учета движения товаров, утв. постановлением Минфина и МНС от 14.04.2005 № 51/49 (с изменениями и дополнениями). Согласно п.13 Инструкции № 51/49 сведения об остатках нереализованных товаров на основании инвентаризационной описи товаров отражаются одной строкой в графах 8-19 раздела I и графах 9-20 раздела II книги по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, и 1 июля текущего года. Инвентаризационная опись товаров составляется в произвольной форме с указанием вида товаров, стоимости товаров по каждому виду и общей стоимости товаров в остатках. При этом стоимость товаров в остатках указывается предпринимателем по его выбору: либо в ценах приобретения, либо в розничных ценах, о чем в инвентаризационной описи учиняется соответствующая запись. При этом необходимость заполнения графы 6 разделов I и II книги, содержащих информацию о цене за единицу, при наличии документов, подтверждающих приобретение товаров предприниматель был вправе определять самостоятельно. ИП — плательщики НДС в графе 8 раздела II книги отражают расходы по доставке товара, ввезенного с территории Российской Федерации, при их наличии и документальном подтверждении, если такие расходы не были включены в цену сделки по приобретению товаров.

Если же ИП вел учет товаров в розничных (т. е. продажных) ценах, то при оприходовании переданных в ЧУП товаров необходимо выделить торговую наценку (надбавку). Ведь согласно Методическим рекомендациям по документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питании, утв. постановлением Минторга от 9.04.2007 № 74, ценой приобретения товара для предприятия розничной торговли и общественного питания является свободная отпускная цена поставщика или свободная отпускная цена поставщика плюс торговая надбавка оптового звена. А п.17 Положения об упрощенной системе налогообложения, утв. Указом № 119, предусматривает, что лица, применяющие «упрощенку» и не являющиеся плательщиками НДС, должны вести учет реализованных товаров по покупной стоимости.

Заметим, что если руководствоваться рекомендациями МНС и оформить выбытие имущества из предпринимательского оборота, то его последующая передача в УП будет осуществляться учредителем — физическим лицом, которое вообще бухучет вести не обязано, и, стало быть, никаких «данных бухучета», о которых идет речь в ст.11 Закона № 3321-XII, может не иметь. И тогда ЧУП предстоит производить их оценку, как то и предусмотрено этой статьей. Остается надеяться, что ИП, передав имущество, подтверждающих документов и книг учета не утратит.

Впрочем, кажется несколько странной необходимость выведения из предпринимательского оборота имущества в «личное пользование» для его безвозмездной передачи в ЧУП. Как в этом случае, так и при внесении вклада в уставный фонд, учредителю было бы проще передать имущество напрямую в ЧУП еще в качестве ИП. Правда, в этом случае вместо акта придется оформлять накладные ТТН-1 и ТН-2. Впрочем, как следует из упомянутых выше инструкций, учета имущества в стоимостном выражении у предпринимателя может и не быть. Вот тогда-то выведение из предпринимательского оборота и пригодится.

В то же время ИП вправе производить переоценку своих основных средств в соответствии с Указом Президента от 20.10.2006 № 622 «О вопросах переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования» в предусмотренные этим Указом сроки, самостоятельно выбрав методы ее проведения (подп.1.7 Указа № 622). И созданное в прошлом году в соответствии с Указом № 302 ЧУП также может произвести переоценку полученных от своего учредителя до 1.01.2008 г. основных средств, используя как индексный метод, так и метод прямой оценки.

Если ЧУП ведет учет в полном объеме, то при передаче имущества делаются записи:

Д-т сч.сч.01, 10, 41, 51 — К-т сч. 75 «Расчеты с учредителями» — на стоимость активов, вносимых в качестве вклада в уставный фонд;

Д-т сч.01 «Основные средства» — К-т сч.83 «Добавочный фонд» — на стоимость безвозмездно полученных от учредителя основных средств (п.16 Инструкции о порядке бухгалтерского учета основных средств, утв. постановлением Минфина от 20.12.2001 № 127);

При поступлении прочих активов в соответствии с Типовым планом счетов делается запись:

Д-т сч.сч.10, 41, 51 — К-т сч. 92 — на стоимость безвозмездно полученных от учредителя материалов, товаров и денежных средств (применение сч.83 в данном случае не предусмотрено).

Если учет ведется по упрощенной системе, то двойная запись не применяется. Но в книге учета доходов и расходов вообще не предусмотрено отражение уставного фонда. Между тем согласно п.6 Положения № 302 уставный фонд УП формируется в течение одного года с даты его госрегистрации. По истечении года его формирование подтверждается бухгалтерской отчетностью. Правда, такую отчетность «упрощенцам» должна заменять книга учета доходов и расходов, благо в нее п.2.1-1 постановления № 55/60/59/38 разрешает при необходимости детализации учета вводить дополнительные графы. Среди них могут быть и сведения об уставном, добавочном и прочих фондах. Так что не возбраняется добавить в книгу разделы, аналогичные журналам-ордерам №№ 12 и 13. Все проще, чем баланс составлять…

Полагаю, что в любом случае в ЧУП придется оформить первичные документы по получению основных средств (акты формы ОС-1 или ОС-1а, инвентарные карточки формы ОС-6 или ОС-6а), материалов (приходные ордера формы М-4), заполнить книгу складского учета по полученным товарам и т. д.

Доходное место

Налоговой базой для лиц, применяющих «упрощенку», согласно п.10 Положения № 119 признается валовая выручка, определяемая как сумма выручки, полученной за налоговый период от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, и доходов от внереализационных операций. К последним относятся доходы, включаемые в соответствии с законодательством в состав доходов от внереализационных операций при исчислении налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц. В свою очередь, в соответствии со ст.2 Закона от 22.12.1991 № 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль» (в ред. Закона № 302-3) в состав доходов от внереализационных операций включается стоимость (суммы) безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), денежных средств, иных ценностей, имущественных прав, за исключением ряда операций, названных в данной статье. Среди таких случаев значатся безвозмездное получение имущества правопреемником организации при ее реорганизации, а также в пределах одного собственника по его решению.

Однако реорганизацией, исходя из норм п.1 ст.53 ГК, может признаваться только слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование юридического лица по решению его учредителей (участников) либо уполномоченного органа юрлица. Создание ЧУП индивидуальным предпринимателем в соответствии с Указом № 302 не является реорганизацией и не влечет правопреемства этого УП по правам и обязанностям своего учредителя — ИП, прекращающего свою деятельность.

Согласно п.10 Положения № 119 организации со средней численностью работников за каждый месяц, не превышающей 5 человек, и ИП, валовая выручка которых не превышает 600 млн. рублей в год, занимающиеся розничной торговлей и (или) оказывающие услуги общественного питания, вправе использовать в качестве налоговой базы валовой доход, рассчитываемый в виде разницы между валовой выручкой, определяемой в соответствии с настоящим пунктом, и покупной стоимостью реализованных товаров за налоговый период. Однако неясно, что считать в ЧУП покупной стоимостью товаров, полученных от учредителя в качестве вклада в уставный фонд или безвозмездно?

В ст.3 Закона № 1330-XII указано, что затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации продукции, товаров (работ, услуг), природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете. При этом в данном Законе не уточняется, должны ли затраты для целей налогового учета быть фактически оплаченными. Более того, в п.61 ст.3 Закона уточняется, что затраты, учитываемые при налогообложении, отражаются (признаются) в том отчетном периоде, к которому они относятся (по начислению), независимо от времени (срока) оплаты (предварительная или последующая). Таким образом, факт оплаты здесь не должен иметь значения — ведь выбытие активов имеет место независимо от того, оплачены они или нет.

Но в подп. 3.7.27 Государственного стандарта СТБ 1393-2003 «Торговля. Термины и определения», утв. постановлением Комстандарта от 28.04.2003 № 22, валовой доход торговли определяется как показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению за определенный период времени. Имеются ли такие затраты у ЧУП? Оно-то за товары, полученные безвозмездно от учредителя, не платило, а следовательно, затрат по их приобретению у предприятия нет и не будет. А возможность передачи каких бы то ни было расходов, понесенных предпринимателем, создающим ЧУП, этому предприятию авторы Положения № 302 не предусмотрели. Более того, если предприниматель оплатил товар, но не реализовал его, эти расходы не будут учитываться при исчислении подоходного налога за прошлый год. Ведь согласно пп.12 и 18 Правил предоставления налоговых вычетов из подлежащих налогообложению доходов физических лиц, связанных с осуществлением индивидуальными предпринимателями и приравненными к ним для целей налогообложения лицами (частными нотариусами) предпринимательской деятельности, утв. Указом Президента от 3.04.2007 № 162, материальные расходы и стоимость товаров в ценах приобретения учитываются в расходах в части, приходящейся на фактически реализованные товары (работы, услуги), в том периоде, в котором поступили доходы от их реализации. Аналогичная норма в текущем году предусмотрена ст.161 Закона «О подоходном налоге с физических лиц».

Возникает коллизия: если ЧУП, созданное по Указу № 302 и использующее упрощенную систему налогообложения, использует в качестве налоговой базы валовой доход, то при реализации товаров, безвозмездно полученных от учредителя — предпринимателя, валовым доходом будет, с точки зрения налогообложения, вся сумма выручки — за неимением фактически произведенных расходов. В результате сумма налога окажется значительно больше, что сведет к нулю все преимущества «упрощенки».

В наиболее выгодном положении окажутся те ЧУП, учредители которых под занавес своей ИП-карьеры успели полностью реализовать товар… или не оплачивали его вовсе. Ведь в таком случае у них имеется возможность передать ЧУП не только товары, но и задолженность перед поставщиками.

Обязательства передать обязан

Как известно, согласно п.13 Положения № 302 обязательства индивидуального предпринимателя, в т.ч. кредитные (за исключением непогашенных обязательств перед таможенными органами), не прекратившиеся на дату государственной регистрации ЧУП, в течение 30 календарных дней с даты его госрегистрации должны быть переуступлены в соответствии с гражданским законодательством (перевод долга, уступка требования) созданному унитарному предприятию.

Правила перемены лиц в обязательстве изложены в главе 24 ГК. Согласно ст.353 ГК право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании акта законодательства. Поскольку Указ № 302 не предусматривает универсального правопреемства создаваемых ЧУП по правам и обязательствам их учредителей — ИП, то последним остается заключить со всеми своими контрагентами договоры уступки требования и перевода долга. Уступка требования и перевод долга должны быть оформлены письменно (ст.360 и ст.362 ГК).

При этом согласно п.1 ст.356 ГК кредитор, уступивший требование другому лицу, обязан передать ему документы, удостоверяющие право требования, и сообщить сведения, имеющие значение для осуществления требования. Таким образом, договора, товаросопроводительные документы, акты и т. п., подтверждающие наличие у ИП невзысканной дебиторской задолженности, должны быть переданы им в ЧУП.

Перевод должником своего долга на другое лицо согласно ст.362 ГК допускается лишь с согласия кредитора. При этом новый должник вправе выдвигать против требования кредитора возражения, основанные на отношениях между кредитором и первоначальным должником (ст.363 ГК).

Если ИП внес предоплату за товары (работы, услуги), но не получил их, то по договору уступки требования передается не просто право требования долга, но и право на получение оплаченного товара. ЧУП, ведущие бухучет в полном объеме, при исполнении таких договоров могут сделать записи:

Д-т сч.сч. 60, 76 — Кт сч. 92 — на сумму переданной по договору уступки требования дебиторской задолженности ИП;

Д-т сч.сч. 10, 41, 51 и др. — К-т сч.сч. 60, 76 — при погашении должником дебиторской задолженности, переданной ЧУП.

Согласно п.14 Инструкции по бухгалтерскому учету «Доходы организации», утв. постановлением Минфина от 26.12.2003 № 181, внереализационные доходы (кроме суммы дооценки активов) принимаются к бухучету в фактически поступивших (определенных) суммах. Внереализационные расходы согласно п.13 Инструкции по бухгалтерскому учету «Расходы организации», утв. постановлением Минфина от 26.12.2003 № 182, признаются в периоде их осуществления в соответствии с учетной политикой организации. А п.19 Инструкции № 181 разрешает признавать такие доходы в бухучете по мере образования, выявления, поступления. Таким образом, признание переданных по договорам уступки требования и перевода долга сумм в составе внереализационных доходов и расходов может быть произведено не сразу, а лишь тогда, когда соответствующие обязательства будут оплачены, если это предусмотрено в учетной политике ЧУП.

Если ИП получил товары или предоплату по каким-либо договорам, то в учете ЧУП можно сделать записи:

Д-т сч.97 — К-т сч.сч. 60, 62 — на сумму переданной по договору перевода долга кредиторской задолженности;

Д-т сч. 60, 62, 76 — К-т сч.51 — погашена кредиторская задолженность (возвращены деньги);

Д-т сч.92 — К-т сч.97 — признан внереализационный расход.

Выполнение ЧУП обязательств ИП по поставке товаров (выполнении работ, услуг) следует признать в составе выручки:

Д-т сч. 90 — К-т сч.41 — поставлен товар кредитору новым должником — ЧУП;

Д-т сч.90 — К-т сч.68 — начислен налог;

Д-т сч.62 — К-т сч.90 — признана валовая выручка;

Д-т сч.90 (99) — К-т сч.99 (90) — списан финансовый результат (прибыль или убыток).

В то же время ИП не может передать в созданное им ЧУП затраты, связанные с исполнением договоров, оплату по которым он не успел получить. А потому ему остается в завершение своей деятельности или примириться с тем, что в итоговую декларацию эти затраты не будут включены, или включить, но вместе с неоплаченным доходом, который передается в ЧУП по договору уступки требования.

Если ЧУП ведет учет в книге учета доходов и расходов, то в ней внереализационные доходы, включаемые в валовую выручку, должны быть отражены в графе 6 раздела I. В отношении учета внереализационных расходов никаких указаний нет. Впрочем, из определения валовой выручки следует, что такие расходы для целей определения налоговой базы вообще не учитываются. Но являются ли внереализационные доходы, связанные с передачей долга, налогооблагаемыми?

В ст.128 ГК указано, что к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права. Согласно ст.129 ГК объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться, переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства или иным образом. Уступка требования представляет собой уступку имущественного права. Заметим, что понятие «уступка» включает все возможные варианты отчуждения — продажа, обмен, дарение. В нашем случае имеет место уступка имущественных прав на безвозмездной основе (ведь учредитель передает их УП без оплаты). Отметим, что п.1 ст. 543 ГК устанавливает, что по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность, либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу, либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

Обратим внимание, что согласно части 4 п.9 ст.2 Закона № 1330-XII в редакции, действовавшей до 1 января, не подлежала включению в объем реализации «безвозмездная передача товаров (работ, услуг) и иных ценностей (в том числе товарно-материальных ценностей, нематериальных активов, ценных бумаг) в пределах одного собственника по его решению или уполномоченного им органа. Законом от 26.12.2007 № 302-3 эта часть изложена в новой редакции: «безвозмездная передача денежных средств, товаров (работ, услуг) и иных ценностей, имущественных прав в пределах одного собственника по решению собственника или уполномоченного им органа в объем реализации и в состав доходов от внереализационных операций не включается». Таким образом, сумма дебиторской задолженности, образованная в результате передачи учредителем ЧУП права требования долга, не должна рассматриваться в целях налогообложения в качестве внереализационного дохода — если договор уступки требования заключен после 1 января.

Вместе с тем независимо от того, как влияет передача имущества и задолженности на налоговую базу ЧУП, использующего «упрощенку», учет доходов и расходов, связанных с этими операциями, нужен для определения финансового результата — прибыли, направляемой на расширение бизнеса и выплату дивидендов учредителю. А может быть это не обязательно?

Возвращение блудного товара

Один из самых массовых вопросов, возникающих у учредителей ЧУП — бывших ИП: как получить доход от своего бизнеса, которым они в прежнем статусе могли свободно распоряжаться? Для получения дивидендов необходимо знать прибыль, а значит — вести в полном объеме учет затрат (см. далее Информбанк, с.21). Да и будет ли еще та прибыль?

Между тем в соответствии с подп.2.27 п.2 ст.2 Закона от 21.12.1991 № 1327-XII «О подоходном налоге с физических лиц» (в ред. Закона № 302-3, действующей с 1.01.2008 г.) объектом налогообложения не признаются доходы, полученные физическим лицом от унитарного предприятия, учредителем которого выступает это лицо, в виде возврата имущества, ранее переданного этому УП (причем не уточняется, с какой целью была та передача). При возврате физическому лицу денежных средств взамен ранее переданного имущества сумма таких денежных средств и стоимость имущества подлежат пересчету в доллары США по курсу, установленному Нацбанком РБ соответственно на день возврата денежных средств и на день передачи имущества. Таким образом, учредитель ЧУП может в любое время своим решением без уплаты налогов изъять у предприятия ранее переданные товары и основные средства или их денежный эквивалент, проиндексированный на курс доллара, без уплаты налогов. Дивиденды излишни.

***

Часть описанных в данной статье проблем (а это далеко не полный их перечень) решается довольно легко — при наличии бухгалтерского образования и опыта. Правда, многие бывшие ИП, а ныне — учредители и директора ЧУПов, не имея ни того, ни другого, встают перед выбором: искать грамотного бухгалтера и средства на зарплату для него или готовиться к штрафам (как только закончится мораторий на них) и переходу на завод или стройку народного хозяйства. Другие проблемы требуют корректировки действующего законодательства. Причем здесь нельзя обойтись личными мнениями отдельных чиновников или разъяснениями на уровне писем. Требуется внесение изменений в нормативные правовые акты, которые гарантировали бы, что белорусские бизнесмены, откликнувшиеся на призыв государства работать в цивилизованной форме, будут уверены, что эта форма находится в правовом поле. Чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные деньги и время…

Леонид ФРИДКИН


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях