Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.5752
EUR:
2.9187
RUB:
3.3594
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Десять лет КГК

и вечность государственного контроля
и вечность государственного контроля

30 июля во Дворце Республики состоялось торжественное собрание, посвященное 85-летию органов государственного контроля Беларуси. Премьер-министр С.Сидорский зачитал приветствие Президента республики. Поздравить коллег прибыли делегации из Литвы, Латвии, Польши, России во главе с руководителями главных контрольных служб этих стран.
 
С докладом на собрании выступил председатель Комитета госконтроля А.А.Тозик. Он отметил важную роль в управлении страной контролирующих органов, сохраняющих традиции своих предшественников.

Действительно, с первых дней существования советской власти контроль был одной из ее ключевых задач. Не случайно уже 5 декабря 1917г. были изданы постановление Совнаркома "Об образовании и составе коллегии Комиссариата государственного контроля" и Декрет "О правах народного комиссариата по Государственному контролю в СНК". В.И.Ленин считал контроль одним из основных инструментов осуществления диктатуры пролетариата и построения социализма. Сразу же после провозглашения БССР, в январе 1919г. был создан Народный комиссариат государственного контроля. Таким образом, вместе с 10-летием создания своей организации работники КГК отмечают и 85-летие госконтроля Беларуси. В его истории было много интересного. Декретом от 7февраля 1920г. был образован Народный комиссариат Рабоче-Крестьянской Инспекции (Рабкрин). Главой его в 1920-1922гг. был Сталин, которого на этом посту сменил Куйбышев, а затем - Орджоникидзе. Для современной Беларуси весьма поучителен опыт первых лет деятельности Рабкрина, начинавшейся, с одной стороны, в обстановке восстановления экономики и развертывания хозяйственного строительства, а с другой - при фактическом развале управления, учета и отчетности. После 1934г. советский контроль, в т.ч. в Беларуси, прошел ряд реорганизаций и переименований: Комиссия советского контроля при Совнаркоме БССР, Министерство госконтроля, Комиссия госконтроля Совета Министров БССР, Комитет партийно-государственного контроля, Комитет народного контроля. Менялись функции и численность. Если в 1920г. в Рабкрине числилось всего 1300 человек и было проведено лишь 154 ревизии, то в 1982г. в системе Комитета народного контроля насчитывалось 27 тысяч комитетов и групп, 12 тыс. постов, где работало около 386 тыс. сотрудников. Эта армия добросовестно защищала экономические интересы государства вплоть до самого распада СССР.  Именами трех руководителей государственного контроля С.И.Берсона, С.О.Притыцкого и Ф.А.Баранова  названы улицы в Минске, Гродно, Барановичах и Молодечно.

В период перестройки решением Верховного совета Комитет народного контроля был упразднен. Но независимой Беларуси был необходим эффективный государственный контроль. Поэтому в марте 1992г. была создана Контрольная палата, а чуть позднее - Департамент экономического контроля. Указом Президента от 2.08.1994г. №16 была создана Служба контроля Администрации Президента Республики Беларусь. Эту дату коллектив КГК считает своим профессиональным праздником. Отметим, что такой орган в нашей стране появился на полгода раньше, чем Счетная палата РФ.

5 декабря 1996г. был образован Комитет государственного контроля путем преобразования Службы контроля Президента и упразднения Контрольной палаты. Сегодня статус КГК и его компетенция регламентированы главой 8 Конституции и Законом от 9.02.2000г. № 369-З "О Комитете государственного контроля", которые определяют его в качестве органа, осуществляющего государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием госсобственности, исполнением актов законодательства, регулирующих экономические отношения, вопросы собственности, финансов, налогообложения.

Сегодня в зоне особого внимания КГК - проведение комплексных проверок  с выходом на актуальные для республики проблемы. Основные усилия сосредотачиваются на обеспечении постоянного и жесткого контроля за целевым и эффективным использованием государственных средств и собственности, борьбе с теневой экономикой и коррупцией. В результате контрольных мероприятий, проводимых Комитетом, ежегодно взыскивается в бюджет, обращается в доход государства денежных средств и материальных ценностей на  многие миллиарды рублей. Кроме того, значительные усилия Комитета направлены на анализ причин нарушений, выработку предложений по преодолению негативных тенденций в экономике, выявление резервов, повышение эффективности работы отраслей и предприятий.  Ежегодно специалистами КГК проводится более 10 тысяч проверок субъектов хозяйствования различных форм собственности.

Результаты этой деятельности весьма ощутимо влияют на состояние экономики, инвестиционного климата и благосостояние отдельных граждан. Не всем столь пристальное внимание нравится. Но ни одна цивилизация за последние 3тысячелетия без контроля не обходилась. Он был, есть и будет.