$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Десять лет дебатов

07.07.2009

Как показало недавнее юбилейное заседание Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, спустя 10 лет работы этой структуры вопросов у бизнеса к государству не уменьшилось. В последние годы между органами госуправления и деловым сообществом удалось наладить более продуктивный диалог, однако это не привело к решению ряда принципиальных проблем. Кроме того, нынешний глобальный кризис породил новые, требующие оперативного реагирования.

На птичьих правах

Вот уже несколько лет бизнес Беларуси жалуется на недоступность коммерческой недвижимости. Ее дороговизна, а также медленные темпы вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого госимущества порождают дефицит, заставляют предпринимателей пользоваться зачастую плохо приспособленными помещениями. В постоянном чемоданном настроении пребывают арендаторы: ведь собственник в любой момент может выставить неприемлемые условия. Для тех, кто арендует офис, это еще полбеды, но если речь идет о производственных площадях — риски многократно возрастают.

Например, как рассказал директор частного предприятия «Куво» (Могилев) Владимир КУЛЬБЕНКОВ, его завод, по кооперации производящий лобовые стекла для белорусских и российских предприятий машиностроения, вот уже много лет размещается на арендуемых площадях. Некоторые второстепенные объекты удалось выкупить, но две попытки стать собственниками здания главного производственного цеха так и не увенчались успехом. Сейчас руководитель всерьез опасается, что это здание могут купить конкуренты из России с целью убрать с рынка белорусское предприятие. В.Кульбенков убежден: чтобы обезопасить производство, создать благоприятные условия для его развития, государству необходимо в корне поменять принципы отчуждения госимущества. Предпринимателям необходим льготный доступ к недвижимости. А возможный недобор поступлений в бюджет от его продажи с лихвой перекроют налоговые отчисления субъектов хозяйствования благодаря общему росту экономики, притоку инвестиций и созданию новых рабочих мест.

Кроме того, органы госуправления должны индивидуально подходить к реализации объектов, отдавая предпочтение уже действующим предприятиям. Следует продавать недвижимость по остаточной стоимости под реализацию инвестиционных бизнес-планов, прогнозные требования по которым не должны быть завышены, как это происходит сейчас, убежден бизнесмен. Взамен поставить жесткое требование: не выполнили взятые обязательства по развитию производства — верните недвижимость.

Старые проблемы на новый лад

Доведение прогнозных показателей по росту объемов производства и раньше вызывало немало нареканий со стороны менеджмента. Теперь они наносят субъектам хозяйствования прямой экономический ущерб. «В условиях замедления развития мировой экономики такой подход не может работать», — убежден гендиректор СП ЗАО «Милавица» Дмитрий ДИЧКОВСКИЙ. Система планирования, доставшаяся нам в наследство с советских времен, при Союзе хотя бы подкреплялась госзаказом. Теперь же доводят задания по росту производства, не помогая при этом сбывать продукцию, что особенно актуально для субъектов хозяйствования вневедомственной подчиненности.

Не учитывается и тот факт, что кризис неодинаково отразился на различных товарных рынках. И если объемы продаж продуктов питания первой необходимости практически не изменились, то на рынке белья сегмент масс-маркет (наиболее дешевые товары) сократился на 30%, средний — на 50%, а элитный — на 70%. Тем не менее от производителей дорогой одежды сейчас требуют такого же роста, как и от тех, кто выпускает дешевую колбасу.

Стремление выполнить прогноз попутно рождает еще одну проблему. Как отметил Д.Дичковский, постоянные совещания на эту тему в исполкомах, министерствах, концернах отнимают у руководителей предприятий до 60% рабочего времени. А это просто недопустимо!

По-прежнему мешает предпринимателям нормирование при включении в затраты лишь части расходов по оплате труда, рекламы, маркетинговых, консультационных и информационных услуг. Если известные мировые бренды могут позволить себе тратить на рекламу и продвижение своей продукции до 10% выручки, то «Милавица» — лишь 1-1,5%. «Естественно, мы затратили бы больше, но, имея ограничения, начинаем задумываться, а стоит ли нам относить это на прибыль», — признался руководитель ЗАО. Ведь это фактически увеличивает налоговую нагрузку. Так, в 2008 г. при официальной ставке налога на прибыль 24% эффективная ставка у «Милавицы» по белорусским стандартам составила 38,6%, а по МСФО — 41,16%. Такой феномен, ухудшающий финансовые результаты, тяжело объяснить любому инвестору.

 Банк плюс предприятие — не равно любовь

Непростая ситуация в экономике ухудшила взаимоотношения между реальным сектором и банками. В частности, руководитель транспортной компании «Белинтертранс» Вячеслав ДОВНАР возмущен тем, что банки начали требовать дополнительное обеспечение по ранее выданным и уже частично погашенным кредитам, угрожая в противном случае в одностороннем принудительном порядке взыскать стоимость недостающего залога со счетов предприятия. «Банкам в настоящее время неважно: сможет ли выжить клиент, их заботит только собственная прибыль, — заявил В.Довнар. — Но многие клиенты находятся на грани банкротства и после их разорения прибыль будет получать не от кого».

Увы, отечественный бизнес не накопил средств для самостоятельной реализации крупных инвестиционных проектов. Инвесторы же, почувствовав проблемы у себя на родине, начали сворачивать финансирование. «Подвисла», в частности, идея «Белинтертранса» по созданию транспортно-логистического центра (ТЛЦ) в Воложинском районе. Недавно из состава СП, созданного для реализации этого проекта, вышел литовский партнер, ранее собиравшийся вложить в него 50 млн. USD за 5 лет. Самостоятельно построить ТЛЦ, который, кстати, вошел в госпрограмму развития логистической системы, белорусской фирме в одиночку не под силу. А надеяться на банки не приходится.

Богатая торговля — миф?

Достаточно неожиданное заявление в ходе заседания совета сделала директор гомельского торгового предприятия «Тамара и К» Тамара КОЛЕСНИКОВА. По ее словам, «уже года четыре как наша торговля падает в яму, и скоро она будет работать с нулевой рентабельностью». Виной всему чрезмерное ограничение торговых наценок на фоне постоянно растущих расходов на электроэнергию, топливо, услуги банков, инкассацию и прочее. О расширении бизнеса, дорогом ремонте магазинов тут речь даже не идет. Последние 4 года «Тамара и К» не может себе это позволить.

Рассчитывать на приход инвестора также не приходится. Один из московских бизнесменов, пожелавший было купить гомельскую фирму, сперва долго не мог поверить, что в Беларуси такие низкие торговые наценки, а затем задал закономерный вопрос: «Что вы с этого имеете?» Разумеется, желание покупать магазины в нашей республике у него прошло.

«Я сегодня на кадрах экономлю. К 170 работающим нужно еще взять 25. У меня единственный заместитель — это и юрист, и секретарь, и кадровик, нет экономиста — даю нагрузку бухгалтерам», — раскрыла секрет выживания Т.Колесникова. По-другому при наценке на многие продовольственные товары в пределах 9-15% не получается. Каждый работник в день приносит лишь 6 тыс. Br прибыли (180 тыс. Br в месяц), а для выживания предприятия, по мнению Т.Колесниковой, нужно минимум 20% наценки.

Как-то один из руководителей облисполкома привел в пример Калининград, где его очень вежливо обслужили, «пылинки сдували». А все потому, что там продавцы получают по 700 USD в месяц. «Дайте нам наценку как в Калининграде или хотя бы половину — наши будут 1000 USD получать», — парировала Т.Колесникова.

Операторы розничной торговли убеждены: в Беларуси достаточно резервов для повышения торговой наценки. Это прежде всего касается винно-водочных, кондитерских изделий, консервов, безалкогольных напитков, сигарет.

И все-таки есть прогресс

Как отметил в своем выступлении председатель Совета по развитию предпринимательства, глава Белстата Владимир ЗИНОВСКИЙ, десятилетняя работа Совета позволила представлять на самом высоком уровне реальную картину о ситуации и проблемах частного сектора экономики, вести конструктивное их обсуждение, вырабатывать взвешенные решения по совершенствованию деловой среды. Сложилась стройная система взаимоотношений с органами законодательной и исполнительной власти, отработаны механизмы сотрудничества с бизнес-союзами. Это внесло свою лепту в развитие предпринимательства республики, по крайней мере отмечен его количественный рост.

Очевидно, к категории «взвешенных» стоит отнести и нынешнее обсуждение возможного повышения ставки НДС с одновременным снижением налога на прибыль. Эту реформу обещали уже с 1 июня. «Изначально практически все органы госуправления поддержали идею», — сообщил заместитель главы администрации Президента Леонид АНФИМОВ. Однако мнение многих директоров заставило усомниться в верности такой идеи. «Авторы этого проекта пророчат светлое будущее нашим предприятиям. Однако если единовременно будут отвлечены оборотные средства, в течение трех месяцев у предприятий будет «по нулям», а то и в минус уйдут, — то многие до этого светлого будущего просто не доживут». Как заверил Л.Анфимов, в Администрации Президента выработано коллективное мнение не поддерживать налоговую реформу в предложенном виде.

Так что, господа директора, говорите — вас услышат.

Александр ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях