$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

Держись, бухгалтер!

23.09.2016

Правительство предлагает увеличить минимальный размер ущерба, необходимый для привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и сборов, а также ужесточить административную ответственность за отдельные правонарушения против порядка налогообложения. Такие положения содержит законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь», поступивший в Палату представителей.

О том, что в Беларуси планируется увеличить минимальный размер ущерба, с которого наступает уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов, месяц назад на брифинге сообщил заместитель председателя Комитета госконтроля – директор Департамента финансовых расследований Игорь Маршалов: «Речь идет о либерализации законодательства, декриминализации. В частности, в Эстонии этот порог составляет 60 тыс. EUR».

Что касается Уголовного кодекса (УК), то новации затрагивают ст. 243 «Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов». Причем ответственность по этой статье не меняется, планируется только пересмотреть понятия «крупного» или «особо крупного размера ущерба».

Напомним, что в настоящее время крупным размером ущерба в УК признается уклонение от уплаты сумм налогов, сборов на сумму, в 1000 и более раз превышающую размер базовой величины (БВ), установленный на день совершения преступления (в настоящий момент – 21 000 BYN, или 10 760 USD), особо крупным – в 2500 и более раз превышающую размер БВ (26 900 USD). Если законопроект будет принят, то эти цифры вырастут до 2000 и более раз и 3500 и более раз соответственно.

Кроме того, в проекте поясняется, каким образом будет определяться размер ущерба: «на основании сведений о движении денежных средств по счетам в банке, небанковской кредитно-финансовой организации и (или) сведений, полученных от государственных органов, юридических и физических лиц, в порядке, установленном законодательством».

А вот административную ответственность за нарушения против порядка налогообложения, наоборот, предлагают ужесточить, значительно повысив штрафы. В частности, согласно предлагаемой редакции ст. 13.5 КоАП отсутствие у налогового агента учета начисленных и выплаченных плательщику доходов, повлекшее за собой доначисление налогов и сборов (пошлин), в т.ч. совершенное должностным лицом юридического лица, будет наказываться штрафом в размере от 1 до 10 БВ (сегодня – от 1 до 5 БВ), индивидуальный предприниматель – от 2 до 50 БВ (от 2 до 10 БВ), юридическое лицо – от 5 до 100 БВ (от 5 до 50 БВ). Кроме того, планируется дополнить статью частью 2, согласно которой за аналогичное повторное правонарушение в течение года грозит штраф в размере от 2 до 20 БВ, ИП – от 4 до 100 БВ, юридическому лицу – до 200 БВ.

В два раза планируют увеличить верхнюю границу штрафов за неуплату или неполную уплату плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора, пошлины (ст. 13.6 КоАП). Для тех случаев, когда умышленная или неполная неуплата налога зафиксирована в течение года повторно, планируется ввести штраф в размере от 100 до 200 БВ.

В предлагаемой редакции ст. 13.7 КоАП, где установлена ответственность налогового агента за невыполнение или выполнение не в полном объеме обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины), также по некоторым позициям предлагается удвоить нижнюю и верхнюю границы штрафов.

Автор публикации: Анна ФЕДОРОВА