$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Дерево свободы и сила традиций

13.02.2009

   Указ № 70 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285» подписан 6 февраля главой государства. Этот документ направлен на совершенствование действующей системы ценообразования, сокращение сферы ценового регулирования, упрощение административных процедур в области ценообразования.

   Главное новшество — отпускные цены (тарифы) на новые товары, работы и услуги (кроме тарифов на новые виды платных медицинских услуг) более не подлежат обязательной регистрации. Это позволит снизить документооборот, более оперативно внедрять новые виды продукции, указано в релизе пресс-службы Президента страны.

   Тем не менее юридические лица и индивидуальные предприниматели по-прежнему обязаны обосновывать уровень применяемых цен (тарифов) соответствующими экономическими расчетами — сметой в строительстве, калькуляцией с расшифровкой статей затрат на товары (работы, услуги) собственного производства и производить расчет цен на импортируемые товары. В данном случае объем документооборота, вероятно, останется на прежнем уровне.

   Избавлены от этой обязанности, как и ранее, юрлица, применяющие «упрощенку» и ведущие учет в книге учета доходов и расходов (за исключением оказывающих платные медуслуги), ИП и другие физлица — плательщики единого налога, а также фермеры. Впрочем, при отсутствии полноценного учета затрат эти субъекты калькулировать себестоимость все равно не в состоянии.

   Сохранилось и право Совета Министров по мере необходимости утверждать и пересматривать предельные индексы изменения отпускных цен (тарифов), а также перечень товаров (работ, услуг), для которых рост цен не ограничивается этими индексами. Повышать цены на производимые товары (работы, услуги) по-прежнему большинство субъектов хозяйствования смогут, только если это экономически обосновано и при условии соблюдения предельных индексов. А если удержаться в этих рамках невозможно, как и в былые годы придется регистрировать новые цены на «старые» товары, работы и услуги в установленном порядке. Правда, по словам специалистов Минэкономики, утверждать предельные индексы на текущий год правительство не собирается, а письмо от 12.01.2009 № 12-01-09/126 (см. «ЭГ» № 8 от 30.01.2009, с. 2) носит рекомендательный характер.

   А нарушение этих требований, как известно, грозит суровыми штрафами по статьям 12.4 и 12.6 КоАП.

   Указом отменена обязанность юрлиц и ИП составлять экономические расчеты обоснования цен, если их изменение осуществляется в размере, не превышающем предельных индексов, а также при реализации произведенной ими сельхозпродукции.

   Кроме того, сокращены и частично перераспределены полномочия правительства, министерств и ведомств по регулированию цен в отдельных случаях. Это позволит проводить более гибкую ценовую политику при установлении цен и тарифов, отмечает пресс-служба главы государства. Из перечня товаров (работ, услуг), цены (тарифы), надбавки (скидки) на которые регулируются разными госорганами, исключены 14 позиций. Минэкономики в комментарии на своем сайте отмечает, что «из данного перечня исключены товары и услуги, не являющиеся социально значимыми или по которым в настоящее время уже созданы условия для развития конкурентной среды и недопущения установления монопольно высоких цен».

   Так, например, из ведения Совмина исключены древесина основных лесных пород, отпускаемая на корню, заготовка живицы, охотничьи путевки, разовые разрешения на охоту, охотничьи трофеи, конкурсные документы для участия в конкурсах по госзакупкам, плата за пользование общежитиями госучреждений образования.

   Минздрав более не регулирует цены (тарифы) на ремонт медтехники, изготовление и ремонт очковой оптики. Из сферы регулирования Минэкономики выведены цены (тарифы) на нефть сырую собственной добычи (для госнужд) и нефтепродукты, вырабатываемые из нее и реализуемые потребителям по перечню, определяемому Совмином, кожевенное сырье и льноволокно, услуги, оказываемые Департаментом по гражданству и миграции МВД, услуги (работы) по аккредитации, сертификации, государственным испытаниям, поверке средств измерений, определению уровня радиоактивного загрязнения окружающей среды, стеклотара (залоговые цены) и оценка недвижимого имущества. Тарифы на услуги по проведению гостехосмотра транспортных средств отныне будут регулироваться не Совмином, а Минэкономики, которое, кстати, по-прежнему регулирует надбавки (скидки) в сфере обращения.

   Облисполкомы и Мингорисполком более не будут устанавливать тарифы на услуги по приватизации жилищного фонда. Зато они получили право регулировать не только наценки на продукцию организаций общественного питания, как ранее, но и цены на нее.

   В остальном госрегулирование и контроль за уровнем цен сохраняются. Более того, директор департамента ценовой политики Минэкономики Игорь Фомин сообщил во вторник на пресс-конференции, что министерство в настоящее время рассматривает вопрос введения механизма «абсолютной» наценки и одновременно механизм ее дифференциации в зависимости от цены товара. Это должно способствовать тому, чтобы дешевый товар не вымывался с прилавков.

   Следовательно, мечтам бизнесменов о свободном рыночном ценообразовании без ограничений и штрафов пока не суждено сбыться. И ни девальвация, ни ситуация на мировых рынках не оправдание для тех, кто желает возместить свои затраты за счет белорусских покупателей. Минэкономики намерено по-прежнему регулировать уровень цен на различные товары, в т.ч. с импортной составляющей, с помощью различных инструментов и критериев, а главное — готово продолжить проверки соблюдения правил ценообразования. Правда, Указом от 19.12.2008 № 689 поведение проверок приостановлено, но из каждого правила есть исключения — по мере необходимости. По словам И.Фомина, «государство не может пустить процесс на самотек. По фактам завышения цен мы будем выходить с предложением к правительству возобновить проверки».

   Между тем расширение сферы применения свободных цен (тарифов) и торговых надбавок путем внесения изменений в постановления Совмина от 10.07.1998 № 1091 и от 18.06.1999 № 943, а также Минэкономики от 10.09.2008 № 183 и № 184 запланировано на июнь. Но право на такую либерализацию бизнесу еще нужно заслужить.

Леонид ФРИДКИН