$

2.1336 руб.

2.4185 руб.

Р (100)

3.1868 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ И ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ©

27.01.2015

Бизнес-союз предлагает программу действий

В начале января Минэкономики обратилось к деловым ассоциациям с призывом подать свои предложения для формирования проекта Программы деятельности правительства (см. «ЭГ» № 3 за 2015 год). Ответ не заставил себя ждать. Так, Бизнес-союз предпринимателей и нанимателей имени М.С. Кунявского (далее — БСПН) направил в министерство письмо со своим видением причин нынешнего состояния отечественной экономики и путей его исправления.

Корни нестабильности

Как показывают многочисленные исследования и опросы руководителей субъектов хозяйствования, определяющее отрицательное влияние на деловой и инвестиционный климат в Беларуси оказывает сочетание двух факторов: несоблюдение гарантий неприкосновенности частной собственности и вмешательство государственных органов в деятельность субъектов хозяйствования, отмечают в БСПН. При этом преобладают командно-административные методы, зачастую не учитывающие объективные законы экономики и создающие неравные условия хозяйствования для частных и государственных организаций.

Минимизация негативного влияния этих факторов и либерализация экономики — определяющие условия привлечения частных инвестиций и дальнейшего развития страны, считают в БСПН. Поэтому бизнес-союз предлагает властям провести экспертизу принятых решений, включая последние постановления Совмина и письма по вопросам ценообразования, на предмет их соответствия законодательству и Конституции в части гарантий неприкосновенности частной собственности. Необходимо выработать процедуры принятия новых решений государственных органов по вопросам регулирования экономики, обеспечивающие строгое соблюдение действующего законодательства и открытость на основе предварительного обсуждения проектов с участием представителей бизнес-союзов.

Жизненно важной для предпринимателей является законность всех процедур. А потому принятие решений по приостановлению деятельности субъектов хозяйствования, лишению их лицензий и т.д. должно осуществляться только по решению суда. Заодно БСПН предлагает установить в Гражданском кодексе норму, согласно которой «ущерб, причиненный собственникам в результате неправомерного ограничения (прекращения) права собственности, подлежит по решению суда возмещению соответствующими государственными органами в полном объеме в порядке, установленном законодательством. Государственные органы в этих случаях обязаны использовать право обратного требования (регресса) к государственным служащим, по вине которых допущены указанные нарушения».

Лишь второе место в списке проблем бизнеса занимает макроэкономическая нестабильность, в т.ч. высокая инфляция и девальвация белорусского рубля. При этом внешние факторы нестабильности, по мнению БСПН, не являются основополагающими, хотя и должны учитываться. На самом деле корни макроэкономических проблем кроются в неэффективной структуре экономики, высокой налоговой нагрузке, неэффективном использовании бюджетных средств, просчетах в кредитно-денежной и социальной политике. Поэтому для выхода из очередного кризиса одних средств монетарной политики недостаточно. Нужны трансформация экономики, методов управления, существенное сокращение бюджетных расходов и взвешенная политика по доходам населения.

Ствол структурной политики

Одним из приоритетов экономической политики правительства должна стать структурная политика, т.е. совершенствование отраслевой структуры экономики на основе кластерного подхода, основанного на глубокой специализации и комплексном использовании местного сырья и материалов, с получением максимальной добавленной стоимости, опережающего развития отраслей с высокой производительностью труда, малой энергоемкостью и материалоемкостью. Другое направление — снижение доли государства в объеме инвестиций, в т.ч. его участия в развитии социальной сферы. Привлечение в нее частных инвестиций должно стать одним из приоритетов государственно-частного партнерства. Это позволит придать динамику развитию социальной сферы, сэкономить бюджетные средства, улучшить качество обслуживания населения. Например, можно, воспользовавшись зарубежным опытом, разработать «дорожную карту» развития социальной сферы на основе частных инвестиций, предусмотрев меры стимулирования и поддержки. Правда, такой подход потребует изменения парадигмы и менталитета нынешних руководителей, убежденных, что социальная сфера — абсолютная прерогатива государства и может существовать только за счет бюджетного финансирования.

Структурная трансформация экономики не обойдется без опережающего развития сферы услуг. Доведение ее доли к 2020 г. до 60–70% ВВП способно защитить страну от колебаний конъюнктуры товарных рынков и стать катализатором модернизации производственного сектора. Одновременно следует активнее развивать малое и среднее предпринимательство (далее — МСП), долю которого в ВВП к 2020 г. не раз предлагалось довести до 50%. В БСПН призывают решать эту задачу не только за счет частных инвестиций, но и путем приватизации и реструктуризации госпредприятий. Заметим, что говоря о доле МСП в экономике страны, бизнес-союзы и чиновники подразумевают разные вещи. Если предприниматели имеют в виду увеличение роли частного бизнеса, то власти определяют МСП исключительно по числу работников предприятий, независимо от формы собственности. К тому же малый бизнес больше тяготеет к торговле, где при минимальных вложениях можно получить наибольшую прибыль в кратчайшие сроки. Чтобы переломить эти настроения, БСПН призывает к интеграции МСП и крупного бизнеса на основе аутсорсинга, франчайзинга, субконтрактации и других механизмов, способствующих снижению издержек и повышению конкурентоспособности белорусской экономики.

Самосовершенствование структуры МСП должно основываться на опережающем развитии обрабатывающих отраслей промышленности и научно-технического комплекса. В этих целях правительство должно разработать и внедрить специальные системы стимулирования и поддержки, предусмотреть меры создания и развития инфраструктуры инновационной деятельности: технопарков, инновационных бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ условием инвестиционной активности является формирование и развитие рынка капиталов, включая рынок ценных бумаг, в т.ч. с «длинными ресурсами», гарантийных и венчурных фондов, систем микрофинансирования и внебанковского кредитования. Сегодня в этой сфере наиболее актуальным видится создание инструментов хеджирования валютных рисков. Для этого БСПН предлагает создать на Белорусской валютно-фондовой бирже площадку для торговли валютными фьючерсами, активизировать работу с валютными деривативами на российском фондовом рынке. Кроме того, союз предлагает принять меры для вхождения в международную финансовую систему, организовать в белорусских корпорациях финансовые институты, способные кредитовать экспорт.

Кадровая крона

Решение столь сложных задач требует наличия высококвалифицированных управленческих кадров, обладающих необходимым потенциалом, имеющих высокий уровень теоретической подготовки и практический опыт, основанные на лучших мировых достижениях. С учетом этого, в целях совершенствования системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров в сфере управления, создания условий для постоянного повышения их компетентности и во исполнение Директивы № 4 необходимо осуществить комплекс мер по созданию национальной системы делового образования (далее — бизнес-образования), предусмотрев стимулирование спроса и предложений услуг бизнес-образования, долгосрочное кредитование лиц, проходящих обучение по его профессиональным программам, развитие саморегулирования учреждений бизнес-образования на основе аккредитации программ и образовательных стандартов.

Главным ресурсом для устойчивого развития белорусской экономики в будущем может стать природный, производственный и людской потенциал регионов. Однако за пределами столицы накопилось немало экономических проблем. Так, из 118 районов республики 115 являются дотационными, причем в 53 объем дотаций составляет более половины доходной части бюджета. Это свидетельствует о слабости региональной политики. В то же время кадровый потенциал местных властей недостаточно задействован в решении задач социально-экономического развития. Такие показатели, как региональный валовый продукт (или валовая добавленная стоимость) и денежные доходы населения, даже не разрабатываются на городском и районных уровнях.
Учитывая, что региональное хозяйство включает не только организации коммунальной собственности, но и республиканской, частной, в т.ч. иностранной, а также тенденции совершенствования управления, которые характеризуются переходом от отраслевого управления к горизонтальным схемам, имеется необходимость в усилении регионального аспекта управления экономикой. Для этого предлагается организовать во всех исполкомах базового территориального уровня разработку региональных индикативных планов (стратегий) социально-экономического развития регионов на период до 2020 г.
Главными задачами разработки стратегий должны стать: определение приоритетов, эффективных мер и действий органов управления и субъектов хозяйствования по повышению эффективности созданного и имеющегося потенциала регионов, а также по привлечению внешних ресурсов для развития и повышения жизненного уровня населения. (Пособия и методические рекомендации по разработке региональных индикативных планов (стратегий) социально-экономического развития подготовлены и могут быть представлены Минэкономики.)

Помним Директиву № 4, скорбим о настоящем
 

После принятия Директивы № 4 прошло уже 4 года. Хотя большинство ее положений остается актуальным, однако план мероприятий по реализации ее норм, принятый Совмином и Нацбанком по многим пунктам, остался не выполнен — особенно по вопросам развития добросовестной конкуренции, защите и развитию частной собственности, гармонизации налоговой системы. Бизнес не забыл так вдохновлявшие его пункты Директивы или все еще надеется, что им найдется место в программе деятельности нового правительства.
Впрочем, сегодня есть вопросы, требующие незамедлительного реагирования. Прежде всего, это оздоровление финансового положения субъектов хозяйствования. К примеру, на 1.10.2014 г., по данным статистики, 36% организаций были неплатежеспособными, 25,4% — не имели собственных оборотных средств, а суммарная задолженность на 1 ноября 2014 г. превышала объем ВВП за 10 месяцев и составила 624,6 трлн. Br. Положение усугубляется тем, что более половины организаций имеют рентабельность от 0 до 5%. Предпосылок для перелома негативных тенденций, к сожалению, не видно. Для предотвращения коллапса, развала платежной системы и массового банкротства следовало бы разработать и осуществить комплекс чрезвычайных мер по разрешению проблемы неплатежей и финансовому оздоровлению экономики, включая проведение взаимозачетов, создание системы взыскания задолженности и т.п. Предложения БСПН по оздоровлению финансового положения организаций неоднократно вносились в Совмин, но должного внимания не получили. Предприниматели надеются, что новый состав правительства отнесется к ним внимательнее.
 

Кирилл ПРУДНИКОВ

Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях