Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5828
EUR:
2.9496
RUB:
3.3879
Золото:
151.14
Серебро:
1.91
Платина:
80.63
Палладий:
156.94
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Депутаты решают судьбу торговли

В ходе пленарного заседания на прошлой неделе депутаты рассмотрели более 20 вопросов повестки дня четвертой сессии.
В ходе пленарного заседания на прошлой неделе депутаты рассмотрели более 20 вопросов повестки дня четвертой сессии.

Свыше трех часов обсуждался проект закона "О торговле". "НЭГ" уже писала, что документ отправили на доработку в парламентскую комиссию, причем для того, чтобы его и вовсе отклонить, не хватило лишь шести голосов.

Так как комиссия уже рассматривает замечания, прозвучавшие на сессии и поступившие в письменном виде, чувствуется, что в ближайшей перспективе этот вопрос вновь будет вынесен на суд депутатов. Поэтому остановимся на нем подробнее.

По словам министра торговли Александра Куличкова, министерство особое внимание уделяет "совершенствованию правил торговли, направленных на обеспечение прозрачности производственной и коммерческой деятельности, усилению контроля за соблюдением ассортиментных перечней практически в каждой торговой точке".

Министр отметил, что данный правовой акт направлен на создание благоприятных условий для эффективного осуществления торговли. Его подготовка обусловлена отсутствием единого документа, регламентирующего внутреннюю торговлю, необходимостью упорядочения отношений органов управления с субъектами хозяйствования, работающими в данной отрасли, а также усиления полномочий Министерства торговли по укреплению трудовой и исполнительской дисциплины и соблюдению законодательства.

Новый законопроект, состоящий из шести глав, по сути является первым документом такого рода не только в Беларуси, но и в странах ближнего зарубежья. Образцом для него стали нормы закона о торговой деятельности г.Москвы, так как в РФ единого закона о торговле нет.

В проекте имеются несколько разделов, где дифференцируются виды торговли (оптовая, розничная, общественное питание), способы и особенности ее осуществления (прямая, ярмарочная, биржевая, электронная, комиссионная, торговля на конкурсах и аукционах, на рынке, по образцам, с использованием автоматов и т.д.). Вопросы защиты прав и интересов потребителей рассматриваются в главах о государственном регулировании и государственном контроле и ответственности.

Не отвергая в целом концепцию законопроекта, депутаты, тем не менее, развернули острую дискуссию по отдельным его аспектам.

СОГЛАСИВШИСЬ с основными принципами государственного регулирования торговли, а это -- соблюдение прав субъектов торговли, исключение неправомерного вмешательства в их деятельность государственных органов, обеспечение условий по реализации права свободы выбора торгового партнера, торговой организации и товара, создание равных условий для развития свободной конкуренции и др., законодатели нашли спорным предложение об усилении госконтроля и вмешательстве в сферу торговли, особенно в отношении индивидуальных предпринимателей. Ведь сегодня 67% субъектов хозяйствования торговли представляют частный сектор. Именно к ним зачастую недоброжелательно относится местная власть, говорили выступавшие.

Критике подверглась статья, позволяющая контролирующим органам беспрепятственно посещать служебные и производственные помещения субъектов торговли, проверять их деятельность. Это, по мнению депутатов, будет считаться вмешательством в дела предпринимателей и нарушать права частного собственника.

Не согласилось большинство членов Палаты представителей и с формулировкой о законодательном определении требований, предъявляемых к размещению, проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации торговых объектов. Критике подверглась также статья, где оговаривается расширение прав министра торговли. В частности, за нарушение законодательства министр может отстранять от должности руководителей местных управлений торговли (а также приостанавливать их решения), руководителей торговых организаций, лишать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей лицензий.

Депутат Иван Пашкевич убежден, что государство не должно таким образом вмешиваться в торговлю, поскольку во всем мире эта отрасль регулируется спросом и предложением. И это нормальное явление, когда один торгует "только мылом, а другой -- стиральным порошком". Зато ненормально, когда сверху до каждой торговой точки доводится обязательный ассортиментный перечень. По его словам, принятие закона в предлагаемой правительством редакции поставит крест на частной торговле, которая сегодня спасает нас от дефицита многих товаров.

Эту же мысль продолжил Александр Чечора: сравнение государственной и частной торговли показывает неэффективность первой. Частная торговля -- "это большой выбор товаров, которые стоят дешевле, хороший сервис и другие преимущества".

Ораторы один за другим называли документ плохо подготовленным и предлагали его отложить. Было несколько выступлений и в поддержку. Но даже призыв весьма авторитетного в депутатской среде Василия Хрола, кстати, председателя комиссии, готовившей законопроект, поддержать в первом чтении документ, чтобы затем значительно его усовершенствовать, не нашел отклика в Овальном зале.

КСТАТИ, эксперты отмечают декларативность многих норм документа, расплывчатость и несогласованность между собой отдельных терминов и понятий. Так, в ст.4 указано, что объектами торговли являются лишь товары. В то же время ст.2 гласит, что торговля -- это "предпринимательская деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных для реализации товаров, а также выполнение работ, оказание услуг, связанных с реализацией товаров". Кроме того, общественное питание, являющееся согласно законопроекту одним из видов торговли, включает в себя (ст.9) не только реализацию, но и производство, переработку, организацию потребления продуктов питания.

В ст.19 в числе основных полномочий Минторга в области регулирования торговли названо ведение торгового реестра. Против того, чтобы министерство формировало реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, работающих в отрасли, возразить трудно. А как иначе оно сегодня может получить сведения о наличии сети по реализации продовольственных и промышленных товаров на территории страны? Но ни расшифровки этого понятия, ни процедуры формирования реестра, ни перечня вносимых в него данных в законе нет.

В ПЕРВОМ чтении принят проект закона "Об участии граждан в охране правопорядка".

Трудно даже представить, что сегодня можно, как в былые времена, сформировать и вывести на вечерние улицы белорусских городов добровольные народные дружины. Некоторые депутаты пытались напомнить, что у нас действует отнюдь не малочисленная милиция, призванная выполнять эти задачи, а дачники смогли организовать дежурства и патрулирование во многих садоводческих товариществах и без закона.

Однако, как объяснил депутатам заместитель министра МВД Александр Щурко, сейчас в стране насчитывается почти четыре тысячи добровольных народных дружин, объединяющих около 45 тыс. человек, и для выработки единого подхода к правовому регулированию участия граждан в охране правопорядка необходим специальный закон.

Первый заместитель директора Национального центра законопроектной деятельности при Президенте страны Галина Бочкова, представляя документ, отметила, что проект предусматривает "внештатное сотрудничество граждан с правоохранительными и иными государственными органами, участие в объединениях, содействующих правоохранительным органам в охране правопорядка, членство в добровольных дружинах". Граждане могут по договоренности на добровольной основе и с уведомлением территориального органа внутренних дел создавать самодеятельные группы по охране своей собственности и порядка как по месту жительства, так и по месту нахождения собственности.

Но основное внимание уделяется "регламентации порядка создания и деятельности добровольных дружин, правам и обязанностям, пределам применения физической силы членами добровольной дружины".

Дружина может быть создана решением органа местного управления, самоуправления либо постановлением руководящего органа юридического лица. Жизнь и здоровье ее членов подлежат обязательному страхованию за счет средств местных бюджетов либо создавших ее юридических лиц. Также предусмотрена выплата пособий по временной нетрудоспособности в случае ранения, контузии или травмы, полученной в связи с участием гражданина в охране правопорядка, в размере полной заработной платы с момента утраты трудоспособности.

Ольга Абрамова считает, что данный законопроект таит в себе определенную опасность: под видом добровольных народных дружин "мы можем легализовать незарегистрированные организации, которые агрессивны по своим идеологическим принципам".

ТРУДНО понять, почему нижняя палата парламента вместо формирования правовой базы для реформирования экономики занимается отнюдь не злободневными вопросами.

Кстати, можно привести и еще один пример. Даже сами депутаты недоумевали, каким образом оказался включенным в повестку и был вынесен на обсуждение закон "О гуманитарной помощи", пролежавший около двух лет то ли в парламентских комиссиях, то ли еще где. За это время иной стала структура органов государственной власти, изменился статус департамента по гуманитарной помощи, но ничего этого законопроект не учитывает. Заместитель председателя постоянной комиссии Владимир Дервенков озвучил замечания к нему: мало конкретики, содержание не соответствует поставленным задачам. Документ отклонен, вместо него планируется рассмотреть альтернативный проект, подготовленный в комиссии по проблемам чернобыльской катастрофы.

Во втором чтении Палата представителей приняла закон "О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах", в первом -- "Об обороне", "О Вооруженных Силах Республики Беларусь", "О географических указаниях", а также о внесении изменения и дополнения в Закон "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции".