$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ДЕПУТАТЫ ПРОЧИТАЛИ НАЛОГИ

21.12.2007

Одновременно с проектом бюджета на следующий год в парламент поступили поправки в некоторые законы по вопросам налогообложения. Как отмечают разработчики этого документа, в него вошли положения нормативных правовых актов Президента, новой редакции Таможенного кодекса, а также решения рабочей группы по упрощению налоговой системы.

Итак, в Новом году плательщиков ожидают:

Налог на добавленную стоимость

В целях конкретизации объекта обложения предусмотрено обложение НДС всех видов имущественных прав, признаваемых реализованными согласно Закону № 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Закон № 1319-XII). Согласно ст. 128 ГК имущественные права (например, право собственности, иные вещные права, обязательственное право) определены в качестве объектов гражданских прав, которые могут свободно отчуждаться либо иначе участвовать в гражданском обороте. При этом зачастую субъекты хозяйствования заключают договоры купли-продажи имущественных прав, направленные на извлечение прибыли, которая сегодня НДС не облагается, хотя такие доходы учитываются при исчислении налога на прибыль. Однако заметим, что прямое определение «имущественные права» ни в Законе № 1319-XII, ни в ГК, ни в Налоговом кодексе не дано.

Непосредственно в Законе № 1319-XII определены отдельные виды возмещаемых расходов, не включаемых в объект налогообложения.

В целях дальнейшего упрощения порядка исчисления НДС устанавливается, что объектом налогообложения с 1.01.2008 г. не будет признаваться передача произведенных (приобретенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав на собственное потребление непроизводственного характера, в т.ч. их использование в качестве основных средств и нематериальных активов, а также объектов (этапов) завершенного капитального строительства. При этом предлагается сохранить у плательщиков право на вычет в полном объеме сумм входного налога, приходящихся на указанные обороты.

Предлагается установить, что новый порядок налогообложения применяется в отношении товаров, отгруженных с момента изменения этих элементов.

Упрощается порядок проведения налоговых вычетов. Так, сегодня суммы налога, уплаченные при ввозе основных средств и нематериальных активов либо при их приобретении, подлежат отнесению на увеличение стоимости этих объектов пропорционально доле оборота от операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, освобожденных от обложения налогом, в общем объеме оборота от их реализации.

Поскольку эти требования усложняют бухгалтерский и налоговый учет, а также осуществление инвестиций, то предлагается исключить их из Закона № 1319-XII, предоставив плательщикам право на полный вычет сумм входного налога вне зависимости от направления использования указанных внеоборотных активов.

В настоящее время при передаче в пределах одного юридического лица товаров (работ, услуг) филиалу передаются также суммы налоговых вычетов, приходящиеся на данные товары (работы, услуги). Если же филиал находится за рубежом, например, в России, то переданные ему головной организацией суммы НДС по законодательству РФ не могут быть приняты к вычету. В целях стимулирования экспорта предлагается предоставить плательщикам право самостоятельно определять: передавать структурному подразделению вместе с товарами и относящиеся к ним суммы налоговых вычетов либо оставить их у головной организации для последующего принятия к вычету.

Сегодня индивидуальные предприниматели являются плательщиками НДС, если их обороты по реализации за три предшествующих последовательных календарных месяца превысили в совокупности 40 000 EUR либо если они выделяют налог в расчетных и первичных учетных документах по реализации. Теперь для упрощения ИП будут признаваться плательщиками НДС только при наличии первого из этих критериев.

Одновременно в действующий Закон предлагается включить ряд положений, регулирующих порядок применения налога для ИП и признания их плательщиками НДС.

1. Индивидуальные предприниматели, не признаваемые плательщиками налога, при реализации (отгрузке) товаров (работ, услуг), имущественных прав налог не исчисляют, расчетные и первичные учетные документы, применяемые при реализации (отгрузке), выписывают без выделения сумм НДС и предъявления этих сумм покупателю. Если в каком-либо случае такие ИП излишне предъявили покупателям сумму НДС в первичных учетных документах, они будут производить уплату налога только по таким разовым поставкам.

2. Для законодательного определения источника отнесения сумм входного налога ИП, не признаваемыми плательщиками НДС, а также переставшими признаваться плательщиками данного налога, предлагается установить, что указанные суммы относятся на увеличение стоимости товаров (работ, услуг).

3. В целях обеспечения возможности принятия к вычету сумм входного налога ИП, признаваемыми плательщиками НДС, им предлагается предоставить право на выделение из остатков товаров по данным инвентаризации сумм налога, уплаченных при приобретении (ввозе) этих товаров.

При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Беларуси иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ, по договорам комиссии исчисление и перечисление налога в бюджет будет производиться белорусским комиссионером.

Подоходный налог

Предлагается снизить с 20 до 15% размер ставки подоходного налога в отношении доходов, полученных плательщиками не по основному месту работы.

В статье 2 законодательно закрепляется перечень доходов физических лиц, не признаваемых объектом налогообложения, который ранее содержался в Инструкции о порядке реализации взимания подоходного налога с физических лиц и формах налогового учета, утв. постановлением МНС от 28.02.2006 № 33 (далее — Инструкция).

Законопроектом уточняются отдельные вопросы практического применения налоговых вычетов.

Упрощается порядок стандартных налоговых вычетов, которые с нового года будут предоставляться в течение налогового периода не только по месту основной работы, но и другими налоговыми агентами. Уточняется порядок предоставления плательщику стандартных налоговых вычетов в случае перерывов в работе (службе, учебе) в течение налогового периода.

В суммы расходов, принимаемых к вычету, предусматривается включать не только банковские кредиты, но и суммы расходов по погашению займов, полученных от белорусских организаций или предпринимателей, включая проценты по ним, за исключением процентов по просроченным займам, и фактически израсходованных плательщиком на получение образования и строительство жилья.

Уточняются перечни документов, необходимых для получения плательщиками стандартного, социального и имущественного налоговых вычетов.

Плательщики-спортсмены, получающие доходы от личной деятельности за участие в коммерческих, спортивных соревнованиях, получат право на профессиональный налоговый вычет в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, связанных с этой деятельностью (ст. 16 Закона № 1327-XII «О подоходном налоге с физических лиц»). В качестве таких расходов будут приниматься суммы оплаты проезда к месту соревнований и обратно; оплаты за проживание, за спортивное снаряжение, оборудование, за фармакологические и восстановительные средства.

В целях упрощения условий налогообложения ИП и частных нотариусов законопроектом предусматривается законодательно закрепить для них перечни доходов от реализации и внереализационных доходов, а также особенности определения доходов от реализации по договорам комиссии, консигнации или иным аналогичным договорам, и при реализации основных средств, нематериальных активов, ином выбытии товаров.

Устанавливается отдельный порядок налогообложения доходов, полученных иностранными гражданами и лицами без гражданства, не признаваемыми налоговыми резидентами РБ, от физических лиц за реализованные им товары (работы, услуги). Они будут обязаны до начала реализации товаров (работ, услуг) представить в налоговые органы по месту предполагаемого получения дохода налоговые декларации (расчеты), на основании которых им будут исчислены суммы подоходного налога по ставке 15%. При прекращении извлечения доходов налоговые органы произведут перерасчет подоходного налога исходя из фактически полученных доходов с зачетом ранее уплаченных сумм.

Налог на доходы и прибыль

С 1.01.2008 г. объектом исчисления налога на прибыль будет являться валовая прибыль, уменьшенная на сумму расходов, связанных с производством и реализацией продукции, товаров (работ, услуг). Такой принцип, по мнению разработчиков законопроекта, не изменяет действующий механизм налогообложения прибыли и размер уплачиваемого налога, но обеспечивает необходимое для упрощения налоговой системы сближение правил налогового и бухгалтерского учета. Валовая прибыль будет выступать объектом налогообложения как у юридических лиц РБ, так и у иностранных организаций, осуществляющих в нашей стране деятельность через постоянное представительство.

Суммы налогов, сборов и других обязательных отчислений, уплаченных белорусскими организациями в бюджет и внебюджетные фонды иностранных государств в соответствии с их законодательством, будут учитываться для целей налогообложения в составе внереализационных расходов при наличии подтверждающего документа.

В ст. 3 Закона № 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль» скорректирован ряд статей затрат, учитываемых при определении облагаемой прибыли. Так, в целях сближения бухгалтерского и налогового учета уточнен порядок списания инструментов, приспособлений, инвентаря и прочих предметов в обороте (подп. 2.3 ст. 3) и процентов (подп. 4-2.6). Это имущество и проценты будут списываться в том же порядке, что и в бухучете. Кроме того, на затраты можно будет относить и проценты по облигациям (подп. 4-2.8), что весьма важно для реализации планов ряда отечественных предприятий по выпуску облигационных займов.

Расходы на проведение обязательного аудита будут включаться в затраты для целей налогообложения в пределах норм, установленных Президентом Республики Беларусь. Сегодня эти нормы установлены в порядке, определенном главой государства, т. е. постановлением Совмина от 14.04.2007 № 425.

Планируется освободить от уплаты налога часть прибыли, полученной страховыми организациями в результате инвестирования средств страховых резервов по договорам добровольного страхования жизни, направляемой на увеличение накоплений на лицевых счетах застрахованных лиц. Страховые организации, осуществляющие долгосрочные накопительные виды страхования, обеспечивают начисление гарантированного (фиксированного) и дополнительного дохода на накопления граждан на их лицевых счетах в целях защиты от инфляции.

Изменения коснутся и порядка налогообложения иностранных организаций, осуществляющих деятельность в нашей стране. Более четко определяется круг лиц, признаваемых постоянным представительством в связи с выполнением работ или оказанием услуг, ведением строительства на территории РБ. При этом срок ведения деятельности нерезидента на территории Беларуси для признания постоянного представительства увеличен с 30 до 90 дней, а при ведении строительства — с 90 до 180 дней, что соответствует типовой конвенции Организации экономического сотрудничества и развития об избежании двойного налогообложения доходов и капитала и практикой применения международных соглашений.

В Закон № 1330-XII вводится новая ст. 11, которая устанавливает порядок применения международных договоров об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и прибыль.

Акцизы

Уточняется определение даты реализации подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, для различных случаев расчетов: исполнения договора займа, передачи таких товаров переработчику в качестве оплаты за услуги по их производству, изменения их собственника.

Для упрощения порядка применения акцизов в случае законодательного изменения их отдельных элементов (ставок, льгот, перечня товаров) законопроектом оговаривается, что новый порядок налогообложения применяется в отношении товаров, отгруженных с момента изменения этих элементов.

Экологический налог

В настоящее время в состав экологического налога входят платежи за размещение отходов производства и платежи за размещение товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных под этот режим. Учитывая сходные объекты налогообложения, законопроектом предлагается объединить указанные платежи в один и установить единую форму налоговой декларации (расчета) по нему.

Сегодня плательщики подают налоговые декларации по экологическому налогу за добычу природных ресурсов и по платежам за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в налоговый орган как по месту постановки на учет, так и по месту расположения объектов налогообложения. Предлагается сохранить обязанность плательщиков подавать налоговые декларации только в налоговый орган по месту постановки на учет с приложением к ним специального реестра для распределения сумм налога между местными бюджетами тех административных территориальных единиц, где производится изъятие (добыча), выбросы, сбросы.

Существенно упрощается порядок уплаты экологического налога за размещение и хранение отходов производства:

— платежи за размещение отходов производства на объектах захоронения будут исчисляться владельцами полигонов, предъявляться ими собственникам отходов дополнительно к тарифам за размещение отходов производства и вноситься в бюджет в размере фактически удержанных у собственников отходов сумм налога. Возложение на владельцев полигонов функций налоговых агентов позволит сократить количество субъектов, уплачивающих платежи за размещение отходов производства, с 15 тыс. до 170 при сохранении действующей налогооблагаемой базы;

— подача плательщиками налоговых деклараций (расчетов) по платежам за размещение отходов производства на объектах хранения отходов (т. е. на территориях предприятий и организаций) будет производиться только в случае возникновения у них обязательств по уплате данных платежей.

Предусматривается также установление в качестве объектов обложения экологическим налогом объемов производимой стеклянной тары (вместо объемов используемой стеклянной тары).

Дорожный фонд

С 2008 г. отменяется налог с пользователей автомобильных дорог, взимаемый в 2007 г. по ставке 1%.

Уточняется налоговая база для исчисления налога на приобретение автомобильных транспортных средств. Кроме того, декларация по этому налогу будет представляться не ежемесячно, а только в тех случаях и за те месяцы, когда автотранспорт приобретался.

Анна ФЕДОРОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях