Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35 (2532) от 17.05.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.51
EUR:
2.6141
RUB:
3.9482
Золото:
145.73
Серебро:
1.71
Платина:
75.7
Палладий:
156.07
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Депутаты капитулировали

В среду Палата представителей приняла во втором чтении поправки в Общую часть Налогового кодекса. Приходится признать, что депутаты в очередной раз не смогли устоять перед организованным натиском исполнительной власти, прежде всего руководителей мини...
В среду Палата представителей приняла во втором чтении поправки в Общую часть Налогового кодекса. Приходится признать, что депутаты в очередной раз не смогли устоять перед организованным натиском исполнительной власти, прежде всего руководителей министерств и ведомств, которые отвечают за своевременную уплату налогов и наполнение бюджетов всех уровней. В общем-то такое перетягивание каната на себя при подготовке законодательства происходит во всех странах. Но для того и существуют парламенты, чтобы отстаивать интересы населения, в первую очередь интересы своих избирателей.

Этот документ готовился не один год, был принят нижней палатой, но отклонен Советом Республики. После чего длительное время работала согласительная комиссия. Когда, наконец, удалось найти компромиссный вариант, который поддержали обе палаты, то оказалось, что с некоторыми нормами законопроекта не согласен Президент.

Выступая перед депутатами, председатель комиссии по бюджету, финансам и налоговой политике Сергей Киселев напомнил, что документ был подписан главой государства с возражениями по 26 статьям, которые возвращены для повторного голосования.

Еще в середине июня депутаты пытались возражать против разработанных Министерством финансов изменений и дополнений в Общую часть Налогового кодекса. Так, в ходе обсуждения они интересовались, как на практике будет исполняться норма статьи 31 -- не признается реализацией работ (услуг) безвозмездное выполнение работ (оказание услуг) одним физическим лицом другому физическому лицу, состоящему с ним в соответствии с законодательством в брачных отношениях, отношениях близкого родства или свойства, если такие работы не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности. Получается, утверждала депутат Мария Протащик, что если гражданину Ивановичу сосед помог вспахать огород, то Иванович должен уплатить налог за доход, который он получил "в виде выполненных работ"?

Или, например, согласно норме ст.81 при проведении налоговой проверки предусмотрено в порядке, установленном законодательством, производить личный досмотр должностных лиц организаций и находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств. На основании какого законодательства, в каком порядке должен проводиться такой досмотр?

Тогда депутаты не поддержали законопроект. Теперь он принят и будет направлен в Совет Республики.

К сожалению, наиболее важные нормы, выработанные согласительной комиссией, в окончательный вариант Общей части, принятой в среду, не вошли. Прежде всего исключен пункт, устанавливающий, что все неустранимые противоречия актов налогового законодательства толкуются в пользу плательщика. По словам С.Киселева, норма не имеет "объективного правового содержания" и на практике привела бы к произвольному ее применению и злоупотреблениям. Устранение противоречий в законодательстве возможно лишь посредством внесения в него соответствующих изменений и дополнений.

Некоторые депутаты пытались напомнить, что сегодня штрафные санкции из-за разночтений в законодательстве применяются на каждом шагу. Субъект хозяйствования при всем желании не может правильно исчислить налоги, потому что закон говорит одно, декрет -- другое, а нормативные документы Министерства по налогам и сборам так "разъясняют" законодательство, что бедный бухгалтер хватается за валидол.

В законопроект не вошла также норма, запрещающая ухудшать правовое положение налогоплательщика в течение календарного года, зато включена статья, в соответствии с которой налоговые органы при проведении проверок имеют право осуществлять личный досмотр граждан и их транспортных средств.

Депутаты также поддержали проект закона "О введении в действие Общей части Налогового кодекса", в котором уже отсутствует положение, обязывающее правительство разработать до 1 января 2005г. проект законодательного акта, устраняющего внесудебный порядок изъятия неуплаченных налогов, сборов и пошлин.

Анна ФЕДОРОВА