$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Деньги «в трубу»

17.06.2008

Почти в каждой организации, проверенной Комитетом государственного контроля, выявлены факты неэффективного, а порой и незаконного расходования бюджетных средств. Всего в 2007 г. необоснованно получено, а также израсходовано не по целевому назначению около 5 млрд. Br, неэффективно использовано порядка 9 млрд. Br. средств, выделенных только на науку. Такие цифры озвучила в Палате представителей при утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за прошлый год заместитель председателя КГК Раиса САВРИЦКАЯ.

Причем некоторые случаи необоснованных затрат вполне достойны пера фельетониста. Так, столичный «Горремавтодор» за счет средств республиканского фонда охраны природы закупил у немецкой фирмы тоннелепроходческое оборудование для проведения подземных работ по устройству сетей ливневой канализации стоимостью порядка 12 млрд. Br. А позже выяснилось, что для прокладки этих самых сетей нужны специальные трубы, на организацию производства которых требуется изыскать еще 5 млрд. Не нашлось пока и крана большой грузоподъемности, который необходим для тоннелепроходческой установки. В итоге дорогостоящий агрегат смогут запустить в эксплуатацию не ранее 2011 г. Деньги, что называется, вылетели в трубу, не принеся никакой пользы.

Проблемы с дорогостоящим оборудованием есть и у медиков. В ходе проверки организаций здравоохранения «нашлось» 15 высокотехнологичных агрегатов стоимостью более 6 млрд. Br, которые не эксплуатировались вообще. Еще 13 единиц, за которые было уплачено порядка 4 млрд., простаивали от 3 месяцев до полутора лет.

Нецелевое и незаконное использование бюджетных средств отмечено, например, в науке. Неурегулированность порядка создания и условий деятельности временных научных коллективов позволила, по словам Р.Саврицкой, отдельным должностным лицам получать «белые» доходы с учетом основного заработка в размере свыше 10 000 USD в месяц. Так, у одного из руководителей НИИ физической культуры зарплата за апрель 2008 г. составила 22,7 млн. Br. Уточняем, что руководитель НИИ «Физической культуры и спорта» получил высокий дополнительный доход за участие в течение месяца в шести (!!!) ВНК.

В сфере спорта это далеко не единственное нарушение. По словам Р.Саврицкой, в прошлом году футболисты клуба «БАТЭ» не раз летали на матчи чартерными рейсами за счет государства. Ничего плохого в этом не было бы, если бы вместе с ними в перелетах не участвовали еще 85 граждан, не состоящих в штате клуба.

Контролеры выявили также завышение стоимости строительно-монтажных работ, выполненных за счет бюджета, махинации при закупке товаров. В столичных организациях жилищно-коммунальной сферы установлено завышение цен на общую сумму в 1,4 млрд. Br. Аналогичные проблемы обнаружились в организациях, подчиненных Минобороны и МВД.

Обратили внимание контролеры и на то, как используются деньги из инновационных фондов. Например, Министерство транспорта и коммуникаций в прошлом году истратило с нарушением законодательства порядка 190 млн. Br, причем 72 млн. были выданы в качестве займа на строительство жилья работнику, не состоящему в штате министерства. Нарушение использования средств инновационных фондов установлены в концерне «Беллесбумпром», в «Белкоопсоюзе», в министерствах информации, лесного хозяйства, архитектуры и строительства.

Обнаружены «провалы» и в финансировании госпрограмм. Так, на реализацию мероприятий по программе «Детское питание» в 2001-2007 гг. выделено порядка 70 млрд. Br, что позволило модернизировать производственные мощности ряда предприятий. Однако в ходе проверок Клецкого консервного завода, Малоритского консервного овощесушильного и Витебского плодоовощного комбинатов выяснилось, что их продукция не пользуется спросом. Контролеры констатировали: отечественные консервы уступают зарубежным по разнообразию ассортимента, вкусовым качествам, внешнему виду, расфасовке и упаковке. Как следствие, Витебский плодоовощной комбинат в 2007 г. работал только на склад.

Р.Саврицкая подчеркнула, что КГК видит и другие резервы для пополнения бюджета без увеличения налоговой нагрузки. Один из них — повышение эффективности использования госимущества. В 2007 г. удельный вес этой статьи в общих доходах бюджета составил чуть больше 4%. Причем свыше 60% из них сформировано за счет перечисления части прибыли государственными унитарными предприятиями и хозобществами.

Дополнительные средства мог бы обеспечить потенциал земельного рынка. Однако возможности пополнения бюджета за счет продажи и сдачи в аренду земельных участков через аукционы используются недостаточно. В 2007 г. в Минске не было проведено ни одного такого аукциона.

Еще один источник — организация надлежащего учета отчислений в государственные инновационные фонды. Оказалось, что далеко не все плательщики перечисляют средства в полном объеме. Только по 17 предприятиям Минска, где проводились проверки, задолженность на 1 января составила более 100 млн. Br, по 21 организации Гродненской области — свыше 700 млн. Br.

Эдуард ТРОШИН