Деньги проходят стороной©
Прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) за январь—август 2012 г. составили 956,5 млн. USD — на 16,2% меньше, чем за 8 месяцев 2011 г. Таким образом, отставание от го...Прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) за январь—август 2012 г. составили 956,5 млн. USD — на 16,2% меньше, чем за 8 месяцев 2011 г. Таким образом, отставание от годового прогноза в 3,7 млрд. USD, установленного Указом Президента от 23.12.2011 № 590, стало почти 4-кратным.
Более того, на 1 сентября статистика зафиксировала уменьшение ПИИ на чистой основе на 7,7 млн. USD по сравнению с 1 августа. Сумма более чем скромная по сравнению с масштабами бегства капитала из России (57,9 млрд. USD за 9 месяцев). У нас же реальный сектор экономики потерял за август 12,1 млн. USD ПИИ на чистой основе. Банки смогли наверстать всего 4,4 млн. USD — незавидный показатель, учитывая потребности финансового сектора в докапитализации для компенсации потерь от прошлогодней девальвации. Продажа иностранцам крупных (10% и выше) пакетов акций, а также недвижимости с I квартала не проводилась вообще.
С другой стороны, в январе– сентябре 2012 г. за счет иностранных источников использовано 8,8 трлн. Br инвестиций в основной капитал, что составило 8,5% от общего объема инвестиций при прогнозе 14,1%. Долю иностранного капитала (без учета заемных средств) в общем объеме инвестиций в основной капитал в Беларуси в январе–сентябре т.г. удалось увеличить всего до 2,2% против 1,8% годом ранее. Одновременно доля средств республиканского бюджета среди источников финансирования выросла с 5,9% до 7%, местных бюджетов — с 7,4% до 8,9%, внебюджетных фондов — с 0,02% до 0,05%, собственных средств организаций — с 37,4% до 40,5%, заемных средств других организаций — с 0,7% до 0,9%, собственных средств населения — с 6,7% до 7,3%. В то же время удельный вес кредитов (займов) банков снизился с 35,4% до 26,9%, в т.ч. льготных кредитов — с 16,5% до 9,3%, кредитов иностранных банков — с 3,8% до 3,3%, кредитов по иностранным кредитным линиям — с 3,4% до 3%.
Отметим, что тут проблемы возникают не только у нас. По данным международной консалтинговой фирмы KPMG, число корпоративных слияний и поглощений (M&A) c участием компаний развитых и развивающихся стран за последние полгода сократилось на 12%, до 979 — минимума с 2005 г. Покупка китайских компаний упала на 25%, до 75 сделок, индийских — на 12%, до 56. Из-за кризиса в еврозоне почти нет инвесторов, вкладывающихся за рубежом, за исключением Бразилии — 81 сделка (рост на 59%). Самыми активными игроками рынка M&A остаются корпорации США, на долю которых приходится 16% сделок развитых стран в развивающихся экономиках. Британские компании снизили активность на 29%, до 51 сделки. Начали наращивать экспансию японские корпорации (65 сделок, в основном в Азии).
Спад на рынке M&A — проблема не только переживающих трудные времена зрелых экономик, но и развивающихся стран: их активность находится на уровне 2006 г. (203 сделки), считают специалисты KPMG. Покупатели стали осторожнее заключать сделки за рубежом, поскольку не хотят рисковать своими деньгами. Исключение — китайские инвесторы, заключившие 39 сделок M&A, что является 7-летним максимумом. Наибольший интерес компании КНР проявили к добывающим металлургическим активам. Хотя в целом в этом сегменте за I полугодие число сделок упало на треть, у КНР их стало на 13% больше. По мнению экспертов PricewaterhouseCoopers, Пекин стремится стать собственником природных ресурсов по всему миру, чтобы обезопасить себя от краткосрочных колебаний сырьевых цен. Экспансия на внешних рынках — один из приоритетов экономической стратегии правительства КНР, которое готово для этого использовать даже золотовалютные резервы. Тем временем объем иностранных инвестиций в китайскую экономику в январе– сентябре 2012 г. сократился на 3,8% по сравнению с 9 месяцами 2011 г. Причину аналитики видят в спаде темпов роста экономики КНР.
Хотя 2/3 сделок M&A по-прежнему обеспечивают развитые страны, наиболее активными в этой сфере в ближайшем будущем станут азиатские инвесторы, у которых есть деньги и желание покупать, считают в KPMG. Однако заметим, что главным условием таких инвестиций является контроль над добывающими активами. Поэтому особо рассчитывать на активность капитала из Азии в Беларуси при нашем отношении к приватизации не стоит. Бесстрастная статистика фиксирует, что отечественным предприятиям приходится в основном рассчитывать на собственные ресурсы и помощь из бюджета, а не на зарубежный капитал. Экскурсии арабских шейхов, российских или оффшорных коммерсантов по местам предполагаемой застройки, разнообразные форумы и конференции все реже переходят в конкретные вложения. Иллюстрацией качества процесса служит расторжение в столице 14 инвестдоговоров за нарушение сроков реализации проектов. По словам заместителя начальника управления — начальника отдела сопровождения инвестиционных проектов комитета строительства и инвестиций Мингорисполкома Натальи Юдицкой, в большинстве случаев это происходит по инициативе инвесторов — в связи с возникающими в процессе работы финансовыми сложностями, изменением экономической ситуации, приоритетов.
Перечислять несбывшиеся планы уже надоело. Впрочем, там речь больше идет о строительстве жилья, гостиниц и бизнес-центров или клубов для игры в поло, чем о вложениях в модернизацию промышленности. По-видимому, тут остается уповать только на бюджетные вливания.
Роман КУНИЦКИЙ
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В России в федеральный бюджет в сентябре 2012 г. поступило 180 млрд. RUB от приватизации государственных активов. Напомним, из-за неблагоприятной конъюнктуры распродажа активов весной была отложена, а годовой план приватизации сокращен с запланированных ранее 300 млрд. RUB до 200 млрд. Однако теперь наши соседи наверстывают упущенное.
В частности, 17–18 сентября 2012 г. состоялось размещение 7,58% акций Сбербанка РФ на 5,2 млрд. USD, причем road-show проводились одновременно во Франкфурте, Нью-Йорке, Лондоне и Москве. Кроме того, в сентябре 2012 г. было продано 20% акций ОАО «Апатит» и 100% «СГ-Транс» за 22 млрд. RUB. Первый вице-премьер России Игорь Шувалов заявил, что приоритетным вариантом считает приватизацию ОАО «ТрансКонтейнер», а не передачу ее активов в единую логистическую компанию Таможенного союза.
В 2013 г. в России предусмотрено поступление от приватизации в размере 427,7 млрд. RUB, в 2014-м — 330,8 млрд., в 2015 г. — 595,1 млрд. В частности, в 2012–2013 гг. российские власти планируют продать госпакеты акций ОАО «Современный коммерческий флот» (50% минус 1 акция), банка ВТБ (25,5% минус 1 акция), Росагролизинга (49,9% минус 1 акция), ОАО «Объединенная зерновая компания» (49% акций) и ОАО «Российские железные дороги» (25% минус 1 акция). Одновременно за счет выпуска и размещения дополнительных акций планируется уменьшить до 90% долю государства в капитале ОАО «Роснано». До 2016 г. государство должно полностью выйти из капитала ОАО «Зарубежнефть», «РусГидро», «ИНТЕР РАО ЕЭС», «Международный аэропорт Шереметьево», «Аэрофлот —- российские авиалинии», «Российский сельскохозяйственный банк» и «Акционерная компания «АЛРОСА». В те же сроки должна быть сокращена доля участия государства в уставных капиталах «Транснефти», ФСК ЕЭС и НПК «Уралвагонзавод» (до 75% + 1 акция) и объединенных судостроительной и авиастроительной корпораций (до 50% + 1 акция).
Выступая 15 октября на заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям в Москве, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил: «Смысл приватизации не в пополнении бюджета. Это не самая главная задача. Смысл в ценностях и в векторе развития российской экономики... Мы должны понимать, куда мы идем. Чего мы хотим? Мы хотим эффективной, основанной на частной собственности экономики? Или экономики бюрократической, с доминированием государственного присутствия, управления и соответственно коррупцией? Я думаю, что ответ очевиден». Какой ответ имелся в виду, российский премьер не сказал. Быть может, он имел в виду планы скупки приватизируемых госпакетов крупнейших российских компаний электроэнергетики государственной компанией «Роснефтегаз», приобретение госкомпанией «Роснефть» акций ТНК-BP или создание мегагоскорпорации для освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока? А может, речь шла о разработанной Минэкономразвития РФ концепции управления госимуществом, которая предусматривает продажу всех принадлежащих государству активов, кроме имеющих стратегическое значение (в оборонном, а не десертном смысле), с соблюдением принципа «продавай или обоснуй». Желающие могут пофантазировать в рамках предложенной парадигмы.