Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №61(2558) от 16.08.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5944
EUR:
2.6262
RUB:
4.2142
Золото:
148.15
Серебро:
1.68
Платина:
77.57
Палладий:
177.92
Назад
Факты, комментарии
23.10.2012 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Деньги проходят стороной©

Прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) за январь—август 2012 г. составили 956,5 млн. USD — на 16,2% меньше, чем за 8 месяцев 2011 г. Таким образом, отставание от го...

Прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) за январь—август 2012 г. составили 956,5 млн. USD — на 16,2% меньше, чем за 8 месяцев 2011 г. Таким образом, отставание от годового прогноза в 3,7 млрд. USD, установленного Указом Президента от 23.12.2011 № 590, стало почти 4-кратным.

Более того, на 1 сентября статистика зафиксировала уменьшение ПИИ на чистой основе на 7,7 млн. USD по сравнению с 1 августа. Сумма более чем скромная по сравнению с масштабами бегства капитала из России (57,9 млрд. USD за 9 месяцев). У нас же реальный сектор экономики потерял за август 12,1 млн. USD ПИИ на чистой основе. Банки смогли наверстать всего 4,4 млн. USD — незавидный показатель, учитывая потребности финансового сектора в докапитализации для компенсации потерь от прошлогодней девальвации. Продажа иностранцам крупных (10% и выше) пакетов акций, а также недвижимости с I квартала не проводилась вообще.

С другой стороны, в январе– сентябре 2012 г. за счет иностранных источников использовано 8,8 трлн. Br инвестиций в основной капитал, что составило 8,5% от общего объема инвестиций при прогнозе 14,1%. Долю иностранного капитала (без учета заемных средств) в общем объеме инвестиций в основной капитал в Беларуси в январе–сентябре т.г. удалось увеличить всего до 2,2% против 1,8% годом ранее. Одновременно доля средств республиканского бюджета среди источников финансирования выросла с 5,9% до 7%, местных бюджетов — с 7,4% до 8,9%, внебюджетных фондов — с 0,02% до 0,05%, собственных средств организаций — с 37,4% до 40,5%, заемных средств других организаций — с 0,7% до 0,9%, собственных средств населения — с 6,7% до 7,3%. В то же время удельный вес кредитов (займов) банков снизился с 35,4% до 26,9%, в т.ч. льготных кредитов — с 16,5% до 9,3%, кредитов иностранных банков — с 3,8% до 3,3%, кредитов по иностранным кредитным линиям — с 3,4% до 3%.

Отметим, что тут проблемы возникают не только у нас. По данным международной консалтинговой фирмы KPMG, число корпоративных слияний и поглощений (M&A) c участием компаний развитых и развивающихся стран за последние полгода сократилось на 12%, до 979 — минимума с 2005 г. Покупка китайских компаний упала на 25%, до 75 сделок, индийских — на 12%, до 56. Из-за кризиса в еврозоне почти нет инвесторов, вкладывающихся за рубежом, за исключением Бразилии — 81 сделка (рост на 59%). Самыми активными игроками рынка M&A остаются корпорации США, на долю которых приходится 16% сделок развитых стран в развивающихся экономиках. Британские компании снизили активность на 29%, до 51 сделки. Начали наращивать экспансию японские корпорации (65 сделок, в основном в Азии).

Спад на рынке M&A — проблема не только переживающих трудные времена зрелых экономик, но и развивающихся стран: их активность находится на уровне 2006 г. (203 сделки), считают специалисты KPMG. Покупатели стали осторожнее заключать сделки за рубежом, поскольку не хотят рисковать своими деньгами. Исключение — китайские инвесторы, заключившие 39 сделок M&A, что является 7-летним максимумом. Наибольший интерес компании КНР проявили к добывающим металлургическим активам. Хотя в целом в этом сегменте за I полугодие число сделок упало на треть, у КНР их стало на 13% больше. По мнению экспертов PricewaterhouseCoopers, Пекин стремится стать собственником природных ресурсов по всему миру, чтобы обезопасить себя от краткосрочных колебаний сырьевых цен. Экспансия на внешних рынках — один из приоритетов экономической стратегии правительства КНР, которое готово для этого использовать даже золотовалютные резервы. Тем временем объем иностранных инвестиций в китайскую экономику в январе– сентябре 2012 г. сократился на 3,8% по сравнению с 9 месяцами 2011 г. Причину аналитики видят в спаде темпов роста экономики КНР.

Хотя 2/3 сделок M&A по-прежнему обеспечивают развитые страны, наиболее активными в этой сфере в ближайшем будущем станут азиатские инвесторы, у которых есть деньги и желание покупать, считают в KPMG. Однако заметим, что главным условием таких инвестиций является контроль над добывающими активами. Поэтому особо рассчитывать на активность капитала из Азии в Беларуси при нашем отношении к приватизации не стоит. Бесстрастная статистика фиксирует, что отечественным предприятиям приходится в основном рассчитывать на собственные ресурсы и помощь из бюджета, а не на зарубежный капитал. Экскурсии арабских шейхов, российских или оффшорных коммерсантов по местам предполагаемой застройки, разнообразные форумы и конференции все реже переходят в конкретные вложения. Иллюстрацией качества процесса служит расторжение в столице 14 инвестдоговоров за нарушение сроков реализации проектов. По словам заместителя начальника управления — начальника отдела сопровождения инвестиционных проектов комитета строительства и инвестиций Мингорисполкома Натальи Юдицкой, в большинстве случаев это происходит по инициативе инвесторов — в связи с возникающими в процессе работы финансовыми сложностями, изменением экономической ситуации, приоритетов.

Перечислять несбывшиеся планы уже надоело. Впрочем, там речь больше идет о строительстве жилья, гостиниц и бизнес-центров или клубов для игры в поло, чем о вложениях в модернизацию промышленности. По-видимому, тут остается уповать только на бюджетные вливания.

Роман КУНИЦКИЙ

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В России в федеральный бюджет в сентябре 2012 г. поступило 180 млрд. RUB от приватизации государственных активов. Напомним, из-за неблагоприятной конъюнктуры распродажа активов весной была отложена, а годовой план приватизации сокращен с запланированных ранее 300 млрд. RUB до 200 млрд. Однако теперь наши соседи наверстывают упущенное.

В частности, 17–18 сентября 2012 г. состоялось размещение 7,58% акций Сбербанка РФ на 5,2 млрд. USD, причем road-show проводились одновременно во Франкфурте, Нью-Йорке, Лондоне и Москве. Кроме того, в сентябре 2012 г. было продано 20% акций ОАО «Апатит» и 100% «СГ-Транс» за 22 млрд. RUB. Первый вице-премьер России Игорь Шувалов заявил, что приоритетным вариантом считает приватизацию ОАО «ТрансКонтейнер», а не передачу ее активов в единую логистическую компанию Таможенного союза.

В 2013 г. в России предусмотрено поступление от приватизации в размере 427,7 млрд. RUB, в 2014-м — 330,8 млрд., в 2015 г. — 595,1 млрд. В частности, в 2012–2013 гг. российские власти планируют продать госпакеты акций ОАО «Современный коммерческий флот» (50% минус 1 акция), банка ВТБ (25,5% минус 1 акция), Росагролизинга (49,9% минус 1 акция), ОАО «Объединенная зерновая компания» (49% акций) и ОАО «Российские железные дороги» (25% минус 1 акция). Одновременно за счет выпуска и размещения дополнительных акций планируется уменьшить до 90% долю государства в капитале ОАО «Роснано». До 2016 г. государство должно полностью выйти из капитала ОАО «Зарубежнефть», «РусГидро», «ИНТЕР РАО ЕЭС», «Международный аэропорт Шереметьево», «Аэрофлот —- российские авиалинии», «Российский сельскохозяйственный банк» и «Акционерная компания «АЛРОСА». В те же сроки должна быть сокращена доля участия государства в уставных капиталах «Транснефти», ФСК ЕЭС и НПК «Уралвагонзавод» (до 75% + 1 акция) и объединенных судостроительной и авиастроительной корпораций (до 50% + 1 акция).

Выступая 15 октября на заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям в Москве, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил: «Смысл приватизации не в пополнении бюджета. Это не самая главная задача. Смысл в ценностях и в векторе развития российской экономики... Мы должны понимать, куда мы идем. Чего мы хотим? Мы хотим эффективной, основанной на частной собственности экономики? Или экономики бюрократической, с доминированием государственного присутствия, управления и соответственно коррупцией? Я думаю, что ответ очевиден». Какой ответ имелся в виду, российский премьер не сказал. Быть может, он имел в виду планы скупки приватизируемых госпакетов крупнейших российских компаний электроэнергетики государственной компанией «Роснефтегаз», приобретение госкомпанией «Роснефть» акций ТНК-BP или создание мегагоскорпорации для освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока? А может, речь шла о разработанной Минэкономразвития РФ концепции управления госимуществом, которая предусматривает продажу всех принадлежащих государству активов, кроме имеющих стратегическое значение (в оборонном, а не десертном смысле), с соблюдением принципа «продавай или обоснуй». Желающие могут пофантазировать в рамках предложенной парадигмы.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений