$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Деньги отдайте автору

04.06.2010

Как выстроить действенный механизм защиты прав интеллектуальной собственности? Споры по этому поводу с особой силой разгорелись в связи с подготовкой к рассмотрению в первом чтении в Палате представителей проекта нового закона «Об авторском праве и смежных правах».

Владимир ЗДАНОВИЧ, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу

Сейчас в Беларуси выплата авторского вознаграждения лицу, создавшему произведение в области культуры и искусства, осуществляется в рамках договора между ним и теми, кто использует это произведение, а также с помощью применения т.н. механизма коллективного управления имущественными правами авторов и иных правообладателей. В случае прямых договоров особых проблем нет: размер и порядок выплаты вознаграждения четко оговорены. А вот с коллективным управлением много неясного.

Функции организации коллективного управления сейчас осуществляет Национальный центр интеллектуальной собственности (НЦИС) в единственном числе. То есть он занимается сбором денег с организаций, которые используют произведения литературы и искусства, созданные белорусскими авторами (песни, стихи, проза, музыка и т.д.), а затем уже сам выплачивает им вознаграждение. В принципе, дело хорошее. Тем более что творческие люди, как показывает практика, обычно далеки от финансовых вопросов, поэтому защищать их авторские права должны солидные организации.

Однако некоторые отечественные пользователи используют различные способы уклонения от заключения договоров с НЦИС. В качестве примера можно привести сферу телевизионного эфирного и кабельного вещания, в которой только отдельные организации выплачивают авторское вознаграждение. При этом именно на телевидении и радио произведения используются наиболее интенсивно. Но почему же тогда НЦИС как защитник авторов, зная о таких фактах, не обратится с иском в суд? Ответа на этот вопрос мы пока не получили.

Есть еще аспект: если посмотреть на объемы собранных средств и объемы выплат, то в глаза бросается их несоответствие. Из собранных от организаций денег лишь половина, и то в редких случаях, передается собственно авторам. К примеру, за 2007 г. собрано около 4 млрд. Br. Из них авторы получили неполных 1,8 млрд. За 2009 г. — 5,5 млрд. и 2,9 млрд. соответственно. Почему? Оказывается, НЦИС может заниматься сбором средств без уведомления авторов, а выплаты им проводит только в том случае, если автор обратится в эту организацию! Но ведь некоторые поэты и музыканты, особенно молодые и те, кто живет на периферии, могут и не знать, что их стихи и музыку кто-то где-то использует и за это перечисляет на счета НЦИС деньги. Были случаи, когда без согласия обладателя авторского права другим организациям выдавались разрешения на использование произведений автора, опять-таки без уведомления последнего. В итоге хотя объем выплат белорусским авторам и вырос после создания НЦИС, но по представленным Министерством иностранных дел Беларуси данным, выплаты авторам через систему коллективного управления в зарубежных странах (в т.ч. с сопоставимым уровнем социально-экономического развития, территорией и населением) в десятки раз превышают суммы, выплачиваемые в нашей стране.

Как следует из ежегодного доклада США о защите прав интеллектуальной собственности в зарубежных странах, в 2009 г. наше государство продвинулось вперед в этой сфере, в частности, по предоставлению дополнительной защиты товарным знакам. Вместе с тем Беларусь отнесена в «контрольный список нижнего уровня», в который включаются страны, «требующие внимания на двустороннем уровне для решения ключевых проблем с защитой прав интеллектуальной собственности». В докладе отмечается также, что должностные лица правоохранительных органов по-прежнему имеют недостаточные официальные полномочия для проведения расследований, конфискации контрафактных товаров, преследования нарушителей. Поэтому совершенствование законодательства об авторском праве является для нашего государства насущным.

Отметим, что в проект нового закона «Об авторском праве и смежных правах» разработчики внесли ряд изменений. Во-первых, осуществление выплат вознаграждения через систему коллективного управления должно быть обязательным для всех пользователей. Во-вторых, они считают необходимым устранить монополизм в этой сфере. Наиболее правильным было бы создать несколько организаций по каждому из направлений: стихи, проза, драматургия, музыка, живопись, скульптура и т.д. Потому что один НЦИС не в состоянии уследить за всем многообразием создаваемых и используемых на телерадиовещании, предприятиях общепита, учреждениях культуры и т.д. произведений. Кроме того, у авторов должен быть выбор. Если они посчитают, что какая-то организация плохо защищает их права, то должны иметь возможность поставить вопрос о создании новой, с передачей ей полномочий от предыдущей. Наконец, в-третьих, эти организации должны в обязательном порядке начинать сбор денег, а уж тем более выдавать разрешения на использование произведений другими только после заключения соглашения с автором. Законодательное закрепление этих норм, поддерживаемых депутатами профильной парламентской комиссии, позволит обеспечить высокий уровень защиты прав авторов и существенно поднять уровень получаемого ими вознаграждения.

Такие подходы встречают сопротивление, новый законопроект называют «разрушительным». Однако депутаты считают, что кормиться за счет автора никто не должен.

Много споров идет и по другим положениям законопроекта, например, по поводу борьбы с пиратством и контрафактом. Но это уже тема отдельного разговора.